Мы можем пережить то многообразие культурных форм, через которые находит свое выражение христианская вера. Однако межконфессиональная общая молитва должна быть организована так, чтобы избежать прямо или косвенно выражаемой предвзятости в отношении тех богословских вопросов, по которым Церкви еще разделены".
Что значит "...это возможность выразить то, чем мы владеем сообща, и возрадоваться тому, что "объединяющее нас сильнее того, что нас разъединяет"? Чем мы владеем сообща, - общей верой? Но ведь разделение произошло как раз по вероисповедальным вопросам - самым существенным и онтологическим. То, что сохранили еретики от древней Церкви, это вовсе не общий базис, а деформированные остатки, вернее следы от прежнего единства. Нам предлагают возрадоваться тому, что нас "объединяет сильнее, чем разделяет". Здесь игнорируется тот факт, что кажущееся совпадение вероисповедальных частей и литургической атрибутики нас вовсе не объединяет. Нас может объединить только живой организм Церкви. Даже в том, что нам кажется общим, присутствуют многообразные различия, которые будут открываться перед нами. То, что находится внутри Церкви, не может быть общим и соединенным с тем, что вне Церкви, - это два образа бытия: благодатное и безблагодатное.
Каждая конфессия имеет свой теологический и мировоззренческий ракурс. Каждая по-своему прочитывает Священное Писание. Нас разделяет само понятие "Церковь". Экуменисты, вопреки Символа Веры, говорят о множественности церквей. У нас разные взгляды на одни и теже предметы; различные литургические и мистические переживания. Мы будем разделены до тех пор, пока Дух Святой не соединит нас в живом Теле Церкви, и это будет не примирением, а возвращением.
Христа можно познать только в Духе Святом; поэтому ереси потеряли реального Христа, а имеют дело со своими представлениями о Христе, не совпадающими ни с Церковью, ни друг с другом.
Далее отмечено: "...многообразие культурных форм, через которые находит свое выражение христианская вера".
Итак, экуменисты сводят различие вероисповеданий к многообразию культурных форм (даже не культовых, а культурных), через которые якобы находит свое выражение единая христианская вера. Сводить Церковь и различные конфессии к многообразию культур, это уже теософская позиция, при чем радикально теософская.
Что значит призыв "избегать (в тексте межконфессиональной молитвы) прямо или косвенно выражаемой предвзятости в отношении тех богословских вопросов, по которым Церкви еще разделены"?
Значит исповедание догматов, с которыми не согласны еретики, названо экуменистами "предвзятостью". Поэтому православный христианин, выражающий свою веру, выглядит на экуменических собраниях, как человек, закомплексованный предвзятыми идеями, одержимый конфессиональной гордыней, ограниченный узостью и косностью сознания и отличающийся дефицитом любви.
В 23-м пункте говорится: "Размышляя над тем, как применять чинопоследование в конкретном экуменическом контексте, члены комитета должны воспользоваться элементами, которые уже были "экуменически апробированы", т.е. ими пользовались, и они были приняты".
Нам кажется, что вместо слова "апробированы" должно стоять слово "адаптированы", так как такие молитвы являются не столько экклезиологическим, сколько психологическим явлением. Как они были приняты: Церковью, комиссией или участниками таких молитв? Но личности, участвующие в экуменических мероприятиях, это не Церковь; и то, что приняли конфессиональные индифференты, не стало от этого приемлемым для Церкви.
В пунктах 24-25-ых повторяется пожелание, при составлении общей молитвы помнить "об ответственном подходе к деликатным вопросам"; далее поясняется: "...которые могут вызвать затруднения или обиду у каких-либо участников". Здесь предлагается молитву строгать и сглаживать до тех пор, пока от нее не останется набор бессодержательных риторических фраз, которые ничего не выражают, кроме пожелания туманного единства, и поэтому никого не могут оскорбить или огорчить.
В 27-28-ых пунктах содержится очень важный вопрос об использовании символов и символических действий. Надо сразу же сказать, что символ и символические действия не могут быть адекватно переданы через словесные понятия и формулировки. Символ помогает соприкоснуться с тайной, с духовной реалией, лежащей за пределами сенсорных чувств и логических понятий. Через символ человек в молитве общается с Символизируемым. Язык символов - это прежде всего язык мистических переживаний. У христиан можно найти некоторые символы, внешне схожие с теми, которые употреблялись языческих религиях и мистериях, но в христианстве они получили новое глубокое содержание. Символ несет в себе не только информацию, которая глубже, чем слово; он имеет важнейшее коммуникативное значение: это одновременно иносказание и связь. В каждой конфессии символ видоизменяется, проходя через богословскую и литургическую призму этой конфессии. Здесь мало одной экзегезы; здесь необходимо просвещение и жизнь души в общем поле Церкви.
Надо помнить, что символ и символическое действие - это не метафора, а онтологическая и психологическая связь между видимым и невидимым. Гностический потенциал и коммуникативные способности символа раскрываются только в поле церковной жизни под воздействием благодати. Вне Церкви интерпретация символа может быть похожа на известную беседу между философом и нищим, которые употребляли одинаковые знаки, но каждый понимал их по-своему.
Религиозное понимание символа зависит от духовного переживания символа, иначе символ превращается в метафору или притчу. Экуменическая герменевтика, имеющая целью унифицировать символику, переродится в символомахию, т.е. в борьбу с священными символами, что отчасти уже произошло в протестантизме.
В 29-ом пункте пишется: "Использование пространства: организаторы должны быть внимательны к пространственной структуре помещения, в котором происходит общая молитва, а если это церковное здание, то и к протоколу (правилам и запретам) литургического пространства данной общины".
Факт использования православных храмов для экуменических молитв вызвал возмущения и протесты православного народа, видящего в этом беззастенчивое нарушение церковной каноники, десакрализацию самого храма, как места присутствия и действия Божества. Данный пункт призван не нагнетать напряжения и негодования в этом вопросе, а предложил организовать экуменические молитвы в другом, более подходящем месте. Этим подходящим местом могут быть молитвенные дома еретиков или мирские помещения, например, залы собраний.
В 30-ом пункте: "Предстоятельство женщин: Что касается предстоятельства женщин в общей молитве, то в случае конфессиональной формы общей молитвы обычно применяется практика данной конфессии. Что же касается межконфессиональной молитвы, то децентрализация лидерства и равенство участия позволяют любому участнику - мужчине и женщине, священнику и мирянину - принять любую роль".
Этим самым ВСЦ, идя навстречу феминистским желаниям и претензиям, подтвердил право женщины - возглавлять конфессиональную молитву, устроенную в рамках ВСЦ. Здесь мы видим не только революционные разрушения традиций древней Церкви, но подрыв принципов христианской семьи. Христианство открывает для женщины равенство с мужчиной в главном - в деле спасения, в стяжании благодати, в достижении святости, но структура общины и семьи требует главенства мужчины не как превосходства над женщиной, а как охранение ее для важнейшей цели - непосредственного воспитания детей.
Здесь соответствие с теми способностями и дарами, которые онтологически принадлежат мужчине и женщине. Чем выше занимает положение человек в церковной иерархии, тем больше тяжести и ответственности лежит на нем. Тоже наблюдается в семье, призванной стать малой домашней церковью. Поэтому главенство мужчины в церкви и семье - это помощь и защита женщины, а не господство над ней.
Господь сотворил мужчину и женщину с их спецификой, чтобы они восполняли друг друга. Женщина, желающая заниматься мужским делом, теряет красоту женского духа.