Здесь будет не молитва, а чтение экуменической шпаргалки и боязнь выразить себя в молитве. Для православных общая молитва это не только вертикаль - устремление души к Богу, но и горизонталь - мистическое единство молящихся. Здесь православные не могут лгать: молитва с инославными не будет единством, а суррогатом единства и демонстрацией несуществующего. Святые Отцы, глубже чувствующие мистику молитвы, уклонялись от молитвенных собраний с инославными, хотя имели в сердце своем любовь к каждому человеку, большую, чем мы. Каноны Церкви запрещают молиться с инославными, поэтому такие собрания, кем бы они не были учреждены и даже благословлены, являются непослушанием Церкви, т.е. революционным действием против Православия. Истинная молитва совершается только с помощью благодати, действующей в Церкви. У экуменистов другая позиция: если для них Церковь - это сумма и число людей, объединенных одной верой, то общая молитва - это сумма молитв присутствующих людей, объединенных одним текстом.
Пункт 39. "Десятилетия практики общей молитвы и взаимного духовного общения в рамках ВСЦ представляют собой наследие, которым нельзя пренебрегать. Многим христианам эта практика знакома на местах. Неделя молитвы о христианском единстве - один из самых распространенных примеров подобного опыта. Некоторые Церкви с полным основанием утверждают сегодня, что их богослужения производятся совсем не так, как это было 50 лет назад. Хотя изначально они просто приняли эту практику как вызов времени, в конечном счете опыт общей молитвы их обогатил. Они благодарно восприняли многие дары других христианских традиций. На протяжении десятилетий, благодаря общей молитве, диалогу и совместному свидетельству, Церкви продвигались по пути к единству, а некоторые даже достигали соглашений о "полной общности".
Неделя молитв о христианском единстве является данью экуменическому этикету со стороны православных, но не молитвой, отражающей их чаяния и надежды. Православный христианин должен молиться о христианском единстве, как возвращение отколовшихся от Единой Церкви инославных общин, о присоединении к тому живому Телу Христа Спасителя, Которым является Православная Церковь. Но может ли православный сказать это на экуменической неделе молитвы? Вряд ли. Он будет произносить общие лишенные конкретности пожелания; и не сможет сказать: "Вернитесь труждающиеся в бесплотных поисках и обремененные своими заблуждениями к Источнику жизни - к Православию, и там обретете покой для своих душ". Возможно протестант, для которого Церковь - это человеческое объединение, будет молиться усердно, но православный, если можно так сказать, будет молиться только "вежливо" на таких программированных "субботниках" молитвы. Молитва о совместном нахождении истины может быть приемлема для тех, кто ищет эту истину, следовательно, дистанцирован от Церкви.
Далее написано: "Некоторые Церкви с полным основанием утверждают сегодня, что их богослужения производятся совсем не так, как это было 50 лет назад".
Богослужебную перемену или, по другому говоря, реформацию конфессий, размытых экуменизмом, воспринимают в ВСЦ как положительное явление, достойное подражанию. Еще больше радует экуменистов, что некоторые Церкви (общины) достигли соглашений о "полной общности". Этого они ожидают от Православия; к этому направлены их усилия - создать видимую общность, имеющую огромную поверхность, но лишенную какой-либо глубины, т.е. площадь, измеряемую по горизонтали, но с нулевым вертикальным измерением.
Экуменисты утверждают, что "...практика общей молитвы это наследие, которым нельзя пренебрегать". Для православных это опыт того, к каким плачевным результатам приводит отклонение от церковных канонов. До сих пор за 50 лет ни с какой-нибудь еретической общиной не было достигнуто общности, а внутри Церкви начались противостояния.
Кроме того, примеры экуменической молитвы показывают православным христианам, что надо подражать их иерархам и участвовать в совместных молитвах с еретиками, старающимися разорвать Тело Церкви и буквально наполнивших собой пространство исторически православных регионов. Пока что экуменизм с его совместными молитвами служит только на руку сектантскому миссионерству. Православный может сказать иерарху: "Владыка, если с еретиками молиться хорошо, то я пойду на баптистские собрания, а если плохо, то почему ты молишься вместе с сектантами и еретиками?". Ведь в церкви учат не только словами, но и собственным примером. Когда вы открываете двери ВСЦ, то вы в это время открываете калитку в собственном доме для сектантов, которые хотят похитить самое большое сокровище - человеческие души".
Далее: "На протяжении этих (последних - а.Р.) десятилетий, благодаря общей молитве, диалогу и совместному свидетельству, Церкви продвигались по пути к единству, а некоторые даже достигали соглашения о "полной общности".
Что значит "совместное свидетельство" здесь не пояснено, но из контекстов можно предположить, что это свидетельство о том, что успешно продвигается дело по интеграции церквей - участников ВСЦ. И это разрушение конфессионального сознания рассматривается как снятие барьеров и заграждений, которые "мешают" христианской любви, при чем такой экуменический прогресс объясняется главным образом практикой общей молитвы.
"...Некоторые (церкви - а.Р.) даже достигали соглашений о "полной общности". Этого и хотят экуменисты от Православия, - достигнуть видимой "полной общности" Церкви с еретическими общинами.
В 40-ом пункте признается, что "... современные молитвы выявили также многие препоны на пути к единству". Далее в этом пункте сказано: "...именно в общей молитве боль христианского разделения переживается особенно остро".
Эта "боль" является реальным пониманием того, что общей молитвы, как внутреннего единства и одного духовного поля не существует, и участникам приходится просто-напросто имитировать общую молитву. Что касается слов о переживании христианского разделения, то православные переживают отпадение еретических общин от единого ствола Церкви, а разделение является последствием, и более того, религиозной честностью, которая не может декларировать единство, там, где его нет на самом деле.
Для экуменистов - это "боль" о том, что религиозный индифферентизм еще не достиг такой степени, чтобы можно было объединить все противоречия в одной, "видимой общности". Поэтому мы считаем, что экуменизм ведет своих членов к тому состоянию, которое можно парадоксально назвать "христианским атеизмом"; тогда уже не будет ни "препон" к совместной молитве, ни самих совместных молитв: участники вместо молитв будут скандировать свою привязанность к идее служения человечеству.
В пункте 41-ом сказано: "...призыв к совместной молитве сохраняет свое первостепенное значение". С этим можно отчасти согласиться, потому что здесь более всего видно "забегание вперед" и внедрение в сознание христиан идеи о существовании внутреннего единства, которое остается только оформить видимым образом.
Единая молитва может быть только в Церкви, где она нераздельно связана с единством догматов и с единством таинств.
Далее говорится: "...нужно сделать шаг вперед, который позволит молиться с чистым сердцем всем вместе, продвигаясь по пути к видимому единству".
Этот "шаг вперед" очевидно явится соглашением о том, что с каноникой Церкви не надо считаться, иначе как можно, нарушая каноны (например 10-ое апостольское правило), молиться "с чистым сердцем" с теми, с кем церковные правила категорически запрещают. Нарушение церковного канона является грехом. Совместная молитва представителей различных конфессий для экуменистов - достижение и благо, а кроме того инструмент, посредством которого они хотят осуществить соединение догматической истины и догматической лжи уже де-факто.
Для православных такая молитва является отречением от духа, канона и традиции Православия. Молитва, низвергающая правила Церкви, не может быть приемлема Духом Святым, обитающим в Церкви; о тех, что молится такой молитвой, сказано в псалме: "...да будет молитва его в грех".