Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О «цветнике» Священноинока Дорофея



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 25/11/2006 | Версия для печати


В 2005 году  был издан «Цветник» священноинока Дорофея (Издательство: Валаамский монастырь, ООО «Китеж»),  в переводе со славянского на русский язык. Святитель Игнатий Брянчанинов высоко ценил эту книгу. Подвижник нашего времени схиигумен Савва (Остапенко) считал «Цветник» священноинока Дорофея – одним из лучших руководств для духовной жизни и, особенно, для стяжания  Иисусовой молитвы.

Эта книга отличается глубокой проникновенностью в тайники человеческого сердца и духовной красотой, словно ее страницы озарены невидимым светом.  Однако 31-ая  глава в книге вызывала возражение и несогласие.  Некоторые считали ее позднейшей вставкой (интерполяцией); другие видели здесь богословскую ошибку священноинока Дорофея; третьи подозревали заимствование из мессалианского источника. Приведем текст: «Кто эту молитву Иисусову, нуждаясь в ней, произносит, пусть произносит ее так же постоянно, как постоянно исходит дыхание из ноздрей. Тогда через год вселится в него Дух Святой. Через два года войдет в него Христос, Сын Божий. А через три – придет к нему Отец. И, войдя, будет обитать в нем Святая Троица».

Причина смущения заключалась в следующем. Православная догматика учит о равенстве Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, при этом, каждая Ипостась не меньше Всей Троицы. Игнорируя специфику языка, которым написан «Цветник», они увидели здесь тринитарную ошибку. Но на самом деле под словами священноинока Дорофея не находится никакая богословская концепция, а речь идет о внутренних личностных состояниях и переживаниях человека, занимающегося Иисусовой молитвой. Само время – год, два года и три года – дано условно и обобщенно. Оно означает три духовных периода молитвенного делания, где переход к следующему духовному состоянию требует больше труда и времени, чем предыдущий.

Первый период («год») – это время покаяния и обуздания своих страстей. За этим следует «вселение Духа Святого», которое знаменуется ощутительным действием благодати в душе и теле человека и духовным утешением. Это – время радостнотворных слез, сердечной теплоты и утешения. По временам он испытывает радость, которая охватывает его, как будто волны, поднимающиеся из каких-то глубин его души и, вместе с тем, ощущение глубоко покоя. Он овладевает искусством духовного бдения и трезвения – умерщвлять греховные прилоги, при первом их появлении в уме. Перед ним раскрываются слова Священного Писания в духовном смысле, и он начинает понимать то, что раньше было скрыто от него. Человек начинает чувствовать, как бы видеть преображение своей души, а по временам видеть мир, преображенный благодатью, мир в его первозданной красоте.

Затем идет второй период, который условно, а может быть даже аллегорически, назван священноиноком Дорофеем «двумя годами». Здесь молитва приобретает личностный характер: человек через Иисусову молитву ощущает Христа как Личность, перед ним открывается красота Христа и в сердце возгорается любовь к Христу, как некое пламя, просвещающее его душу. Если на первом этапе царство небесное представляется как действие божественной благодати, то на втором царство Божие открывается как Сам Господь. Тогда человек может сказать вместе с Иоанном Златоустом: «С Христом и в аду хорошо»; он благодарит Бога за все, – и за скорбь и за радость, –  желая одного: лишь бы Господь был с ним. По временам человеку открываются логосы чувственных и мысленных вещей, а также зрение надмирных сущностей; он видит присутствие Бога во всех его созданиях.

Затем следует третий период, обозначенный иноком Дорофеем как «три года». На этом этапе происходит новое просвещение ума: он как бы облачается в божественный свет; ум забывает о себе самом, видя в себя этот свет. Здесь соединяются мысленная, раздражительная и желательная силы души, которые разобщил грех, и в их единстве человеку открывается новая способность таинственного ведения. Благодать соединяет  дух, душу и тело в единое целое, - тогда исчезают противоречия и диссонансы в тримерии человека, тогда одухотворяется состав человеческого естества, насколько это возможно для живущих на земле.

В этом состоянии ум пребывает в сердце и славит Бога. Здесь происходит отвлечение ума от сотворенного к предвечному и пресущественному. Память становится безвидной, простой, чистой от ощущений, от образов земного и воображаемого от теней и оттисков чувственных вещей. В молитве проявляется прозрение будущего века; душа, покидая мир, восхищается к Богу, и человек переживает невыразимое и непостижимое. Ему кажется, что нет большей радости ни на земле, ни на небе; и эту бесконечную полноту бытия, которая не имеет границ, он воспринимает как завершение всего, как приход  Отца и вселение Святой Троицы.

Мы считаем книгу аввы Дорофея выражением его глубокого и проникновенного молитвенного опыта. Но надо учесть, что он пишет на языке аскетов-мистиков, употребляя образы, сравнения и аллегории. Мы считаем перевод и издание «Цветника священноинока Дорофея» выдающимся событием духовной жизни Церкви.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О догмате искупления
О эманации слова
Свидетели вечности
О страсти гнева
О душевном ожирении
Музыка может исцелять и убивать
Почему христиане теряют любовь?
О блаженной нищете
Рассуждения странного либерала
Голгофа и первородный грех
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили