Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Опасные эксперименты с психикой



Рубрика: ДискуссииОпубликовано: 14/10/2005 | Версия для печати


В 1991 году в Днепродзержинске была издана брошюра “Начало пути к себе”, где были даны рекомендации о том, как использовать резервные возможности психики. По мнению редакции, это брошюра является ценным пособием для обучения школьников и студентов. Попытки найти искусственные способы для улучшения память путем специальных упражнений, не новы. Однако эти попытки не увенчались ощутимым успехом, более того, многие из них приводили людей к глубокому нервному и психическому расстройству.

Нервная система - инструмент человеческой души - обладает совершенством, недосягаемым ни для каких конструкций и моделирований. С точки зрения психофизиологических функций человек представляет собой самоуправляющуюся полуоткрытую систему, которая в каждой ситуации обладает возможностью выбрать для себя оптимальный вариант. Психологами было отмечено, что человек в течение жизни использует только незначительную часть своего психического потенциала, но из этого обычно делался неправильный вывод, что надо искусственным путем привести его в динамичное состояние, т.е. говоря современным жаргоном “задействовать” его. Однако результаты оказывались плачевными: искусственное вторжение в психику и ее повышенная эксплуатация оканчивалась тяжелым расстройством, а иногда преждевременной смертью.

Сравнительно недавно в научных и околонаучных кругах увлекались приемами обучения человека иностранными языками в состоянии гипноза и сна. Некоторые “энтузиасты” считали это новой страницей в истории педагогики, но она оказалась новой страницей в истории психиатрии: у людей появлялись психические отклонения, заторможенность мысли, быстрая утомляемость и т.д. Из тех, кто интенсивно подвергался такому обучению, немногие прожили после этого более пяти лет. В 70-ые годы двадцатого столетия в Болгарии был произведен эксперимент над 35 добровольцами - спортсменами, которых в состоянии гипноза обучали английскому языку. Все они умерли в течение 7 лет, после тяжелых заболеваний.

В истории встречались люди, обладавшие феноменальной памятью, или умеющие производить в уме математические исчисления с цифрами шестого порядка. Известен случай, как некий англичанин выучил наизусть Британскую Энциклопедию и мог цитировать любой ее раздел со сцены, однако от этого он не сделался вторым Леонардо да Винчи по широте знаний, а, наоборот, в своей повседневной жизни отличался тугоумием и несообразительностью. Психолог Леви описывает жизнь корреспондента, который обладал способностью запоминать сотни телефонных номеров и адресов, но не мог написать посредственные статьи для своей газеты. Эйнштейн едва не был исключен из института за плохую успеваемость, а впоследствии полушутя, полусерьезно предостерегал своих учеников от ненужного запоминания того, что можно узнать из справочников.

Обилие постоянно получаемой информации подавляет творческую память человека. Поэтому способность психики выбирать нужное и забывать ненужное, - не менее важно, чем способность помнить.

Предлагаемые в брошюре упражнения по сути дела разрушают эти естественные психические фильтровые установки, что приводит к перенапряжению нервной системы и непредвиденным последствиям. Предлагаемая система не оригинальна. Она основана на принципах хатха и раджа йога, на уроках Станиславского и работах психолога Назарова (20-е годы двадцатого столетия). Здесь особая роль придается образному мышлению, которое в отличие от словесного мышления характерно не только для человека, но и для животных.

Это мышление тесно связано с эмоциональной, чувственно-страстной областью и поэтому держит человека в состоянии эмоционального возбуждения и эмоциональной незащищенности. Система Станиславского приспособлена для театра, где образ-фантазия заменяет человеку реальную жизнь. Отождествление себя с другим лицом или даже предметом - опасная игра, которая разрушает личность человека. Кроме того, фантазия, как всякая ложь, приближает душу человека к демоническому миру. Потеря устойчивого самосознания негативным образом действует на нравственные принципы человека.

Как происходит запоминание и припоминание? Какими кодами оперирует память человека? В какой знаковой или энергетической системе хранится полученная информация? Это современной психологии совершенно неизвестно, поэтому мы вступаем здесь в неведомую для нас область. Вряд ли кто либо решился бы молотком и зубилом улучшить сложнейший механизм, конструкция и работа которого неизвестны.

С христианской точки зрения совершенно недопустимы упражнения самовнушения или самогипноза, когда искусственно выключается (или сводится к минимуму) критический анализ. Если бы человек объявил своим близким, что он Наполеон, то его сочли бы кандидатом в психбольницу, а так называе мое лечебное самовнушение - аутотренинг - содержит в себе подобные вздорные утверждения. Вместо того, чтобы видеть свои недостатки и слабости, и пытаться волевыми усилиями искоренить их, человек внушает себе, что “все идет наилучшим образом, в наилучшем из миров”, по примеру известного философа у Вольтера. У этого философа на почве льюиса создалось устойчивое благодушное настроение, несмотря на провалившийся нос.

Авторы брошюры считают, что если человек внушит себе, что он “букет” всех добродетелей и талантов, то все станет на свои места. Мы считаем, что произойдет обратное: человек потеряет правильное самопознание - одну из основ нравственности. Кроме того, самовнушение и самогипноз приводят к расщеплению психики человека, безволию, легкому подчинению императивов другой более сильной воли, некритическому отношению к жизни и тому, что условно можно назвать “медиумичностью”.

Что касается упражнений йоги, то они тесно связаны с определенным мировоззрением и образом жизни, поэтому не могут рассматриваться изолированно. Сами йоги предупреждают своих поклонников и подражателей, что их упражнения, механически перенесенные в другую среду, могут вызвать такие заболевания как гипертония и инсульт.

Мы считаем, что экспериментировать на школьниках подобные системы нравственно недопустимо. Психика ребенка это не подопытный материал. Чтобы улучшить память учеников у учителя есть старое универсальное средство - уметь вызвать интерес к своему предмету, а не делать из ребенка мага, фантазера или визионера.

Интенсивная творческая деятельность требует резкого ограничения информации, поступающей через сенсорные чувства. Ньютон вел “затворническую” жизнь; Менделеев, работая над Периодической Таблицей элементов, неделями не выходил из комнаты; Эйнштейн обдумывал теорию относительности во время плавания на лодке по озеру. Тоже самое можно сказать про многих писателей и композиторов

Упражнения, в так называемом “безмыслии”, являются прямым насилием над человеческой психикой, которая не может переходить в состояние статики, как выключенный мотор. При этом разрывается связь между мыслью и внешним (профористическим) словом, и мысль загоняется в подсознание. Человек не фиксирует на поверхности своего сознания слово, то есть, мысленная энергия не получает воплощения и выхода, что сопряжено с насилием над психикой и нервной системой.

Некоторые упражнения имитируют состояние душевнобольных, например: человек посредством воображения слышит несуществующую музыку и голоса, как бы идущие от внешнего источника (слуховые галлюцинации, навязчивые голоса, преследующие человека), видение в пространстве несуществующих предметов ( зрительные галлюцинации), отождествление себя с другими лицами, зверями и предметами (вспомните знаменитое описание психбольницы у Ильфа и Петрова в “Золотом теленке”, где симулянт кричал, что он “голая женщина”). В средние века были случаи массового психоза, принимавшие характер эпидемий, когда люди отождествляли себя с волками. В одном из упражнений, связанном с осязательными ощущениями, например, предлагается представлять, что насекомое ползет по руке (характерный для душевнобольных бред, что по их телу ползают черви и паразиты).

Упражнения, направленные на развитие двигательного - тактильного воображения, которые должны создать ощущение движений при статичном состоянии мышц, ведут к нарушению деятельности вегетативной нервной системы.

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Дева - Апостол
Демонизм греха - тайна вечных мук
Луч духовного света
Время - огонь
О тайне искупления
О страсти гнева
О церковном календаре
Упавшая звездочка
Некультурная культура
Притчи Суламиты
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили 

http://pegasrealty.ru/