Прошло несколько месяцев. Юноша снова обратился к духовнику с просьбой побеседовать с ним. При этом духовник уловил в его голосе какую-то горечь и обиду, как будто он что-то обещал ему и не исполнил.
Когда они встретились, юноша сказал:
– Я последовал вашему совету и старался думать, что люблю своего настоятеля и Архиерея. Я приказывал и внушал себе, что должен любить их с каждым днем все больше. Я представлял, что посылаю им волны своей любви и с нетерпением ожидал, что ситуация изменится – и со стороны настоятеля и Иерарха мне откроется взаимная любовь, как голосу отвечает эхо. Но, проходило время, и я чувствовал, что продолжаю стоять перед той же глухой стеной холода и скрытой неприязни, через которую не пробиваются лучи моей любви. Ни одного ободряющего слова, ни одного ласкового взгляда я не услышал и не увидел за это время с их стороны. Внешне как будто все было в порядке: никто не унижал и не оскорблял меня, но мне казалось, что было бы легче перенести гнев, несправедливое порицание и даже брань, чем ледяное равнодушие и безразличие, как будто я не существую на свете. Когда тебя ругают, то это все-таки означает, что ты живой человек и представляешь собой что-то; а когда тебя не замечают и относятся как к пустому месту, то ты переживаешь и испытываешь гораздо худшее – что ты ничто. Это презрительное молчаливое отвержение, как будто заговор против меня, продолжается уже несколько лет. Я принял с надеждой ваш совет и старался исполнить его, но мои попытки принесли мне только новое разочарование.
Духовник ответил:
– Я говорил вам о любви, как о внутреннем состоянии сердца, а вы подменили это какой-то медитацией, психологическими тренингами и самовнушением. Вы включили воображение, я бы сказал мечтательность, а сердце осталось таким же, каким было. Вы ухватились за некий несуществующий механизм и решили воспользоваться им для достижения своей цели. Вы хотели сыграть в любовь, как артист на сцене: полюбить на время настоятеля для того, чтобы он напоминал о вас Архиерею, а Архиерея – чтобы тот почувствовал желание рукоположить вас; а затем эксперимент с любовью за ненадобностью был бы закончен и вы остались таким же, каким были. Я говорил вам о другом: о перемене вашего сердца, о новом отношении к людям, об изменении себя самого, а вовсе не о том, чтобы заниматься какими-то сомнительными психологическими приемами и самогипнозом – это может негативно подействовать на вашу личность. Человек – таинственное существо. Мы хорошо не знаем, что представляет собой мысль и слово, каковы их природа и действие. Надо сказать, что в оккультных учениях самой мысли приписывается способность трансформироваться как в событиях, так и в материальных предметах. В оккультизме молитвы нет, хотя оккультисты нередко употребляют слова «бог» и «молитва»; там мысли приписывается автономная сила, а божество только моделируется и становится некой абстракцией. Для христианина молитва – это обращение к Живому Богу, чаще всего в форме прошения и благодарности. Но не слова молитвы являются действующей силой, которая изменяет ситуации и творит чудеса, а благодать Божия, которая посылается в ответ на молитву, но не механически, а по воле Божией.
Теперь принято говорить об энергетике человека, заменяя метафизику сомнительной физикой. Хотя всякое движение в какой-то степени связано с энергией, но в наше время в религию все больше проникает учение о каком-то универсальном энергетизме, где понятие о Личном Боге растворяется, исчезает и остается человек с его энергетизмом, как некая биомашина. Этот энергетизм, в сущности своей, безбожен. Человек может думать, что он верующий, но на самом деле считать, что все зависит от его энергетики, а не от благодати Божией. Древние пифагорейство и гностицизм, современные йогизм, теософия и штайнеризм и такие атеистические религии, как буддизм и ламаизм – все это учения о том, что человек является не образом и подобием Божьим, а неким суверенным божеством и он сам все творит скрытыми в нем силами. В энергетизме Бог теряется как Личность. Человек, не совсем порвавший с Богом, начинает воспринимать Божество как огромный генератор, посредством которого заряжаются его мысли и он получает творческую силу. А православное учение категорически утверждает, что есть один Творец и Вседержитель – Бог. Вы поступили неправильно, заменив жизнь сердца воображением, и тем самым оказались в кругу собственных иллюзий, то есть в пустоте.
Юноша спросил:
– А какая принципиальная разница между христианской молитвой и энергетизмом?
– Молитва – это не насилие над Богом, а просьба, благоговейно обращенная к Богу – Существу Премудрому и Всесильному, – ответил духовник. Молитва может быть принята, отвергнута или исполнена в ином виде, чем предполагал человек. Дух действует и дышит как Он хочет, Он не связан ни чем и ни кем – Бог всесвободен. Энергетизм – это не молитва, а попытка человека творить и создавать через собственную мысль и слово, как бы дублируя творческую силу Божества. В энергетизме Божество или отсутствует или становится зависимым от человека: Бог из Законодателя становится исполнителем человеческого слова. Такая «молитва» превращается в антимолитву – заклинание Самого Божества.
Юноша опять спросил:
– Чем отличается божественная энергия от энергии человеческой мысли?
Духовник ответил:
– Божественная энергия, называемая благодатью, – безначальна, бесконечна, она не творение Божие, а сила, всегда присущая божественному Существу и соединенная с Ним неслитно и нераздельно. Это энергия воспринимается нами как свойство и действие Божества; мистики называют ее фаворским светом, а богословы – Божеством. Предвечной благодатью были сотворены миры, ею существует и сохраняется вселенная, она основа всякого бытия.
Человеческая энергия имеет другую природу: она сотворена во времени и является свойством души, она не в силах творить что-либо из ничего, а может только производить комбинации из существующего материала, но без него создавать новые реалии не способна. Энергетизм старается стереть и уничтожить различия между божественной и человеческой энергиями и подменить Бога человеком. Когда христианин молится, то надеется получить просимое по милости Всемогущего Бога; а энергетист, медитируя или читая молитву (вернее, произнося мантры), уверен, что все совершат произнесенные им слова. Христианская молитва основана на смирении, а энергетизм – на гордыни. Ярким примером является индуизм, который считает, что человеческий дух – атман тождествен абсолютному духу – брахману. Здесь ложное самоутверждение переходит в демоническое самобожие.
Юноша сказал:
– Для меня не все понятно из того, что вы сказали, но, главное я как будто понял: что все от Бога, а человек сам по себе бессилен и надо молиться, преклоняя колени не только тела, но души и ума.
– Не только бессилен, но и грешен, поэтому молитва должна быть основана на покаянии и исправлении себя, – добавил духовник. Главной целью христианской молитвы является спасение души – это ее стержень, а остальные прошения, относящиеся к земной жизни, хотя допустимы и нужны, должны держаться на этом главном стержне, подобно тому, как листва держится на ветви, без которой она засохнет и опадает.
Затем духовник спросил:
– А вы молились Богу, чтобы Он научил вас любить и изгнал бы из вашей души то, что препятствует любви – прежде всего, эгоизм и гордыню?
– Признаться нет, – ответил юноша.
Тогда духовник сказал:
– Нарисованное на бумаге солнце не может светить и греть: воображаемая любовь не в силах изменить ни вас, ни других. В духовной жизни прагматика становится самообманом и иллюзией.
– Поясните ваши слова, – попросил юноша.
Духовник ответил:
– Вы подменили свое сердце воображением, а воображение и фантазия соединены со страстями. У апостола Павла есть упоминание о поднебесье, где обитают и действуют духи; это то пространство, в котором могут пребывать свергнутые с небес падшие ангелы. Сила воображения находится не в глубине сердца, а на его периферии. Поэтому посредством воображения нельзя очистить сердце, напротив, оно наполняет ум мечтательными картинами и призраками.
– А что же мне надо делать, чтобы исправить положение? – спросил юноша.
– Приложите труд и подвиг – ответил духовник. На тропе, ведущей к Эдему, лежат змеи – страсти, гнездящиеся в нашей душе. Начните с ними борьбу, определите свою главную страсть и направьте все силы против нее. А затем, когда усмирите эту страсть, приступите к искоренению другой.