Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

О почитании святого Георгия в Грузии



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 22/11/2015 | Версия для печати


Архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает на вопросы.

 

1. По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий так почитается в Грузии, почему стал покровителем страны?

Согласно древнему преданию, святой Великомученик Георгий был двоюродным братом святой Равноапостольной Нины, и она первой учредила почитание своего брата в новопросвященной стране (начало 4-го столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом. Святой Георгий издавна считается небесным покровителем Грузии. Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где ни стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников.

Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу. На гербе Багратиони – царской династии Грузии – наряду с изображением Хитона Господня, псалтириона и пращи царя Давида Псалмопевца – предка грузинских царей – находится икона святого Георгия, поражающего дракона.

Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии. Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III – отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (11-12вв). Если Грузию во время Царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду. Георгий V, названный Блистательным (13в.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго.

Царь Георгий XII – последний царь Грузии – отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798-1800гг.) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага Махмадхана (1795). После революции 1917года, на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918 – 1921гг.) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44 м. столб, со скульптурой Великомученика Георгия, поражающего дракона.

2. Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта, нет, наверно, ни одного храма, где не было бы иконы святой Равноапостольной Нины и святого Георгия – они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?

Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (4в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару докончить то, что не успела совершить святая Нина – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа. В 5-ом веке святой царь Вахтанг Горгасал, в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры, предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой.

Это была необычная война, где победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа, как нерукотворного храма.

Святой Благоверный Царь Давид Строитель (11-12вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ. Широкое просветительство на севере Кавказа также происходило во время царствования царицы Тамар (12 в.), которая строила храмы и часовни и воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. В некоторых древних храмах Северного Кавказа сохранялись надписи на грузинском языке. Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в 11 веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.

Вначале 18-го века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым Равноапостольной Нине и Великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С 6 по14-вв. приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском Императоре Юстиниане (6в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.

3. Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?

В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном - «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела 4 больших войн в год. Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. 

Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.

Надо отметить, что в отличие от Европы, в Грузии никогда не было института рыцарства, с особой инициацией (посвящением), сословным этикетом и традиционными состязаниями-турнирами, где друзья становились соперниками, а брат мог убить своего брата. Эти зрелища, подобные боям гладиаторов, нередко проводились на Западе под эгидой святого Георгия.

Виктор Гюго в стихотворении «Турнир короля Иоанна» писал: Началось... гудит земля... Бьет набат... Рубя, коля, Стал громить один другого - В честь Георгия Святого И во имя короля. Как мы сказали, в Грузии не было рыцарства, как элитарного сословия. Здесь для воинов образом витяза-христианина был святой Георгий, поражающий в образе дракона демонические силы и врагов Креста. На грузинской земле турниры заменялись реальными боями с врагами, по численности намного превосходящими грузинское войско; посвящение в рыцари – ранами и кровью, полученными в боях, где смерть за веру и отечество считалось высшей наградой.

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О новой теории Боговоплощения
Колыбельная песнь модернистов
Безымянные мученики
Об оккультизме
Рассуждения странного либерала
О "мрачном романтизме"
Живые борятся с мертвыми
Когда прошлое становится настоящим
О современном монашестве
Еще раз об опасностях модернизма
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили