Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Форумы и галерея комплексов



Рубрика: ДискуссииОпубликовано: 05/09/2007 | Версия для печати


На форумах можно найти серьезные и продуманные  выступления, встретить честную и откровенную полемику, где обе стороны стараются не столько победить друг друга, как два фехтовальщика в поединке, а совместно выяснить истину. В этом случае признание своей неправоты или ошибки – не менее достойно, чем сама победа. От искренней и принципиальной полемики, посредством которой глубже и объемней раскрывается тема, все остаются в выигрыше. Но, к сожалению, мы часто встречаем другое: желание самоутвердиться, показать свой интеллект, блеснуть своими знаниями, подобно тому, как дамы из сословия плутократии, ходят в театр, чтобы показать публике свои наряды, посплетничать и посоперничать друг с другом.

Некоторым людям нравится, что их имена мелькают на форуме перед глазами сотен человек, и они поступают так же, как дети, которые выцарапывают свои имена на стенах и воротах домов, думая этим увеличить свою значимость. Если бы не форумы, то никто не узнал бы, что такой-то человек, ничем не приметный, существует на свете; поэтому для него участие на форуме это шанс получить известность.

Надо сказать, что значительное число участников форумов мало обращают внимание на объективные факты и логику доказательств, что зависит от их оригинальных синдромов и личных комплексов. На некоторых из них я хотел бы остановиться, разумеется, не подводя всех под такие негативы.

Комплекс обезьянки

Обезьянка на форуме постоянно гримасничает и показывает рожицы. Отучить обезьянку от ужимок и прыжков – невозможно, так как это ее природное свойство. Обезьянка вначале может показаться талантливым актером, но затем оказывается, что ее способности ограничиваются подражанием и передразниванием, а к самостоятельному творчеству обезьянка не способна, если не говорить о ее способности – висеть на собственном хвосте.

Обезьянка не всегда скалит зубы; иногда она впадает в меланхолию и понуро сидит в углу клетки, но при этом вовсе не медитирует и не размышляет о превратностях мира, а думает, о том, как поймать муху, залетевшую за решетку. Хотя обезьянка имеет некоторое внешнее сходство с человеком, но на самом деле, это одно из самых циничных животных. Если обезьянка рассердится, например, на то, что посетители зоопарка не угостили ее конфетами, то может бросить в них комок, слепленный из собственного помета, который у обезьян всегда под рукой: это особый обезьяний юмор, вовсе не смешной для человека. Так что, рассматривая ужимки и прыжки обезьянки, остерегайтесь близко подходить к ее клетке!

Комплекс лисицы

Лисица умеет запутывать свои следы, подобно морским узлам: не угадаешь, в какую сторону она бежит. Лисица высказывает сразу несколько разноречивых мнений, и если поймаешь ее за хвост, - то есть докажешь ошибку, - то лисица в ответ укажет на свои противоположные, альтернативные утверждения, и заявит, что ее доводы надо рассматривать в целостности, а не раздельно. Лисица никогда не говорит ясно, но при этом постоянно спрашивает: "Теперь, надеюсь, вам стало все понятно? Ведь вы не насколько невежественны и одурачены католицизмом, чтобы не разобраться в моих словах".

На самом деле, она до конца не доводит свою мысль, прерывает ее на середине, так что трудно понять, что она хочет сказать. Длинный, пушистый хвост лисы помогает ей моментально стирать свои следы – то, что она, недосмотрев, сказала и написала. Если лису уличить в обмане, то она с оскорбленным видом ответит, что ее просто оболгали, и покажет на снег, уже вычищенный и приглаженный хвостом. Лиса избегает говорить со своим оппонентом резко, но зато не стесняется искажать и извращать цитируемые тексты. Она похожа на тех шулеров, которые держат себя по джентельменски, и поэтому люди часто считают лисьи повадки образцом корректности в дискуссии. Гоняться за лисой – непростое дело; у лисы все запутано и перепутано: кажется, что даже когда она спит, то продолжает обдумывать хитрости и во сне.

Комплекс карточного шулера

Вплотную к комплексу лисы примыкает комплекс карточного шулера. Он старается зачаровать аудиторию, манипулируя цитатами, при этом:

  • Подвергает цитаты переделкам и ампутациям.
  • Игнорирует альтернативные высказывания того же отца, или большинства отцов.
  • Приводит цитаты, не имеющие отношения к данной теме. Иногда такие доказательства похожи на следующий силлогизм: первая посылка – сегодня минусовая погода, вторая – это было прогнозировано метеослужбой, вывод: значит груши полезнее яблок. Иногда случается курьез: шулер, слишком рассчитывая на незнание аудитории, приводит цитаты, свидетельствующие против него самого. Если его на этом поймать, то шулер моментально вытащит другую цитату и воскликнет: "Вот, видите, Василий Великий – за меня, а Иоанн Дамаскин – против вас!". Однако часто подобное цитирование производит на публику такое же гипнотическое впечатление, как на Козлевича цитирование латинских глаголов неспрягаемой формы Остапом Бендером в его бессмертном диспуте с ксендзами.

Комплекс индюка

Главное доказательство индюка – его гордый вид, величественная поступь и сверхпрофессорский тон. Индюк выступает на форуме важно, как первый визир султана.  Индюк не говорит, а изрекает с таким видом, будто он – последняя инстанция истины. Во время диспута, он часто твердой рукой ставит отметки оппоненту, как будто тот пришел сдавать ему экзамен. Затем, индюк поздравляет себя победой и сам себе пожимает руку. Наглость таких людей неимоверна, и может сравниться только с их глупостью. В черепе у индюка имеются пустоты, которые заполняет гордость.

Индюк любит употреблять такие выражения: "ведь это абсолютно точно", "совершенно безусловно", "это истина, доказанная на сто процентов" и т.д. Индюк производит на слушателей различное впечатление: одни говорят, что это  выскочка и нахал; другие – что это глупый человек; а третьи,  с повышенной внушаемостью, оказываются потрясенными впечатлением от индюка. У Гумилева есть стих, где он вспоминает обожаемого им в детстве индюка:

Была в нем гордость и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года,
Меня он остро презирал.

Те, кто в своем умственном развитии задержались на детских годах, безусловно доверяют важному индюку, приписывая ему не только глубокие познания, но еще какие-то личные харизмы. Для людей, выросших из духовного малолетства, – индюк это глупец или аферист.

Комплекс рака

Рак обладает двумя особенностями: первое, он носит на себя панцирь, как передвижную крепость, в которой можно  спрятаться в любую минуту; второе, он умеет ползти задом наперед, не изменяя положение тела. Из-за панциря сразу не узнаешь, с каким раком имеешь дело  и из какого он водоема. Тактика рака заключается в том, что он пытается  незаметно подкрасться к добыче и неожиданно схватить ее клешней, а если это не удается, то он пятится назад. Рак может при этом извиниться, что совершил неправильный поступок, и заверять, что больше подобного не повторит, чтобы усыпить бдительность. После неудачи рак на некоторое время притаивается среди камней или в какой-нибудь щели, а затем снова лезет с другой стороны, и при неудаче снова уползает назад. Раки серого цвета, но если их поймают и бросят в кипяток, то они краснеют. Однако двуногие раки никогда не краснеют: ни при жизни, ни после смерти. Иногда рыболовы употребляют раков для диспутов по пословице: "На безрыбье – и рак рыба".

Комплекс истерички

Истеричка начинает с крика: "Ой, убили, ой зарезали, ой сердце закололо, помогите добрые люди". Ее доводы на форуме выглядят так: "Ой, я потрясен! Караул, мне плохо, скорей дайте стакан воды! Ведь то, что я прочел это ужасно!". Здесь психологический прием: доказательства могут быть забыты, а бабьи вопли, как будто режут порося, – запомнятся, и люди подумают: наверно что-то было действительно страшное, раз с человеком случился припадок. На форуме, как ни парадоксально, бабьи доводы женщины почти не употребляют; чаще всего это прием некоторых особей мужского пола, но не мужского характера.

Комплекс курицы

Курица бегает туда-сюда, разрыхляет землю, выбирает и клюет зерна (разумеется, не трогая жемчужных зерен).

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Традиция и петух
Мистерия времени
Немеркнущий свет минувших веков
Вступив в экуменическое движение
"Святые Тайны для меня все"
О "мрачном романтизме"
О благодарности
О демонизме в поэзии
О грехе сребролюбия
Свет и тени Екатеринбурга
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили 

По материалам: http://www.pro-anji.ru/arhiv/anzhi-i-rubin-sposobny-na-bolshee.html.