Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О благословении и послушании



Рубрика: Аскетизм и монашествоОпубликовано: 20/05/2006 | Версия для печати


Что значит благословение? В точном переводе - это благое слово, которое несет собой ту божественную силу, которая называется благодатью. Отвергнутое благословение - отвергнутая благодать. Это внутреннее сопротивление Богу, это тайное противоборство чело­веческой воли божественной воле, и поэтому отвергнутое или неиспол­ненное по забвению благословение становится препятствием, как бы камнем преткновения на пути человека.

За неисполненным благослове­нием следует наказание, оно может быть немедленным или наступившим через много лет. Но рано или поздно оно наступит. Оно может проявиться в различных формах: в несчастьях, болезнях, неожиданных нравственных падениях, неудачах, преследующих человека, а самое страшное из наказаний - охлаждение к духовной жизни и состояние внутренней мерт­венности.

Если послушание отсекает ядовитую голову змеи - гордыни, лежащей в глубине человеческого сердца, то непослушание - это пища, которой питается эта мерзкая гадина - захватчица человеческой души. 

Непослушание - это поле, на котором растут ядовитые травы - самомнение, тщеславие, высокоумие и властолюбие; они заглушают и умерщвляют цветы покаяния и молитвы. Говоря современным языком, человек через непослушание запрограммировал свое собственное падение. Поэтому старцы последних лет очень осторожно давали благословение, опасаясь, что оно не будет  исполненным, и тогда обратной волной отбросит человека от Христа.

Они обычно говорили уклончиво, давая человеку возможность выбора, но, в тоже время, достаточно ясно, чтобы человек при желании мог бы понять, как ему поступить. Некоторые от­вечают примерами, как притчами, другие облекают благословение в форме совета. Нередко старцы, чувствуя, что их благословение не будет ис­полнено, отвечают: "Не знаю". Были старцы, которые дерзновенно го­ворили: "Я помолюсь, а ты получишь ответ по обстоятельствам своей жизни". 

Я хочу напомнить, что старец не астролог, который угадывает будущее по звездам. Он чувствует, что нужно для спасения человека и, в некоторых случаях, для его земного благополучия, но он вовсе не обязан решать все житейские вопросы и проблемы, особенно в наше время, когда ложь и лицемерие стали привычными для человека нормами жизни и взаимоотношения между людьми. Старец не может благословить духовное чадо лицемерить, говорить неправду и т.д., а требовать правды в некоторых случаях, это благословлять на мученический подвиг, но не у всех есть силы совершить его.

Здесь испытание для самого старца. Благословить нечистые средства он не может, это будет оскорблением самого благословения. Благословить, не отступить от правды, даже ценой потери всего внешнего, особенно, если человек имеет семью, это зна­чит дать повеление плыть против течения потока неопытному пловцу. Здесь только один выход: изменить самого человека. Но изменение редко происходит быстро, здесь нужен продолжительный труд и молитва. Поэтому старец как бы постепенно подводит человека к правильному решению и не спешит с благословением. 

Мало получить ответ от старца. Этим не заканчивается благословение. Между старцем и учеником возникает невидимая духовная связь. Если человек послушал наставника, то тот не забудет его, а бу­дет молиться, как за родного. Если же не послушался, то имя его как бы стирается в памяти старца и выпадает из молитвы. Непослушник - это инородное тело для учителя, которое отторгает душа. Поэтому в духовной жизни  ученика от наставника отдаляет не расстояние, а непослушание.

Многие находятся около старца, встречаются с ним каждый день и становятся не лучше, а хуже. Они не понимают, что благодать - это духовный огонь и с ним надо обращаться осторожно: они как бы не согреваются, а опаляются этим огнем. У них возникает со­перничество, ревность, недуховная привязанность, они беспокоят наставника житейскими делами, думая угодить ему. Здесь как раз включаются человеческие эмоции, обостряется чувство гордости, хвастовство: "какой у меня духовный отец" и т.д. И, в результате, эти люди не только не получают, но и теряют даже то, что было у них. 

Господь сказал, что весь закон и пророки вмещаются в двух заповедях: в любви к Богу и в любви к людям. А тут память о Боге постепенно ослабевает, человек становится каким-то кумиром, а любовь друг к другу также охладевает, появляется зависть, недоброжелательность, тонкая клевета друг на друга и т.д. Здесь забывается самое главное, что наставник - это путеводитель к Богу, он должен определять, какие преграды стоят между чело­веческой душой и Богом и помочь преодолеть их. Поэтому наставник дан не для духовного развлечения, не для уютов, не для дружбы, не для многословных бесед, не для тайного соперничества, а для спасения. Искрений послушник всегда со старцем, хотя бы разделен тысячами верст.

Современная жизнь учит наставников быть осмотрительным и осторожным - обращаться с послушанием, как с острым ножом. Каждый материал имеет свою меру прочности, и если превысить нагрузку, то он ломается. Это надо учитывать в обращении с человеческими душами.

Есть закон духовной жизни. Молитва наставника имеет особую силу по отношению к тому, кто хранит послушание. Есть еще высшая степень, когда пос­лушник слышит в своей душе на расстоянии ответ от старца, но это не наша мера.

Еще одна характерная черта.  Настоящий послушник недоволен собой, в том смысле, что всегда считает свое послушание недостаточным: он видит в нем много ошибок и изъянов, которые нужно исправлять, он видит, как в чистый поток послушания примешивается муть его самоволия и грехов.

Само послушание, как и все добродетели, не имеет конца и предела, они открывают путь к постоянному совершенствованию. Между тем, как люди, говорящие о своем беспрекословном послушании, как бы хвастаясь перед собой и другими людьми деланием, к которому они только приступили, так, как будто бы овладели этой добродетелью и исполнили подвиг самоотречения, эти люди, не видя своих грехов и несовершенств, внезапно падают, отвергая всякое послушание, и поки­дают своего духовного отца, в преданности которому они горячо клялись, или же постепенно начинают скрывать от него свои грехи и переходят к теплохладному лицемерию. 

Истинный послушник испытывает радость отсечения своей воли, но в тоже время видит, что еще не отсек ее до конца, что много трудов предстоит впереди. Истинный послушник пере­живает как потерю, если он даже немного, как на волос, отклонился от воли старца и кается в этом, как в своем падении.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Трапеза любви
Красота безмолвия
О монашеском авангардизме
О болезнях диспута и дискуссии
О слове
О новой теории Боговоплощения
История повторяется
Рождение философии у древа искушения
Тайна «Матильды»
Рассуждения странного либерала
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили