Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Мятущаяся душа — 2



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 05/06/2013 | Версия для печати


Через некоторое время юноша снова пришел в храм и попросил духовника побеседовать с ним. Когда они встретились, юноша начал разговор: «Меня все время мучает чувство, что я чужой в храме, как будто от одного берега отплыл, а к другому не приплыл, от одного отказался, а другое не нашел. Я не могу принять дух этого мира, жить по его правилам и обычаям, не могу приказать себе: «поступай как все». Хотя я подаюсь страстям и соблазну, но сразу же ощущаю их пустоту. Мир оказался чуждым мне, а я непригодным для него. Но беда в том, что я не могу найти себя в храме, у меня нет духовных друзей, я чувствую, что христианство – это моя жизнь и, в тоже время, сосущее сердце одиночество не покидает меня. Только во время богослужения я испытываю некое утешение, а потом снова холод одиночества пронизывает меня».  

Духовник ответил:
– Пересмотрите свое отношение к людям; начните с тех, кто рядом с вами. Церковь – это единство, а вы не чувствуете его, вы обособили себя и внутренне замкнулись в себе. Церковь, в целом, и каждая храмовая община, как частица Церкви, имеет свою структуру. Вы не вписались в эту структуру, даже больше, вы внутренне отвергаете ее. Вы как бы застыли в своем глухом протесте. Мне кажется, что у вас не духовные, а только внешние формальные отношения со своим настоятелем. Вы обижены на то, что он не оказывает вам внимания, которое вы, по вашему мнению, заслуживаете, и не ходатайствует перед Епископом о вашем рукоположении. Вы решили, что несправедливо забыты, покинуты, оставлены, отвергнуты. Вам кажется, что лежите в одинокой, заросшей бурьяном могиле, которую топчут люди и скоты, не замечая ее. Вы во всем вините других, но не видите вашего состояния. Вы не любите и поэтому не получаете ответной любви.

Юноша согласился и добавил:
– Настоятель не находит в своем сердце даже несколько добрых слов для меня, а Епископ, когда в престольные праздники подхожу к нему на благословение, смотрит на меня как на пустое место или на тень человека. Однажды, когда я подошел под его благословение, он отвернулся, как будто не заметил меня и стал о чем-то разговаривать со своим иподиаконом. Епископ уже несколько лет не прощает меня за то, что я не послушал его. А настоятель, возможно, опасается, что, получив священство, я могу занять его место. За что же мне их любить?

Духовник ответил:
– Прежде всего, за то, что один из них епископ, а другой – настоятель. Вы недоумеваете, почему надо любить Архиерея. Отвечу вам. Потому что Епископ является символом Христа, а почитание символа относится к Символизируемому (Богу); любовь к Символизируемому также должна проявляться в почитании символа, а если символ живая личность, то в любви к ней. Поэтому, если любите Бога, то в сердце у вас будет любовь к Архиерею и благоговение перед его саном; через него Христос действует в Своей Церкви. И в миру, почитание или неуважение посла, каким бы он ни был, относится к правителю, которого он представляет. Без Епископа и священства не существует самой Церкви. Вы воцерковлены через веру, но веру, на мой взгляд, рассудочную, поверхностную и холодную; вам предстоит воцерковиться еще через сердце – любовь, в которую преображается вера.

В глубине души вы считаете, что Епископ сам по себе, а вы сами по себе. Вы понимаете свою зависимость от него только внешне – даст сан или нет, в какой приход пошлет и т.д., а вы должны чувствовать внутреннюю зависимость и единство с ним – как лист с ветвью, на которой он держится, или ручеек с рекой, откуда он берет свое начало. Вы не задумывались, почему во время богослужения так часто поминается правящий Архиерей? Это не только церковная традиция, вроде церемониала, где подчеркивается высота архиерейского сана, а гораздо более глубокое, сокровенное и жизненно необходимое – это сознание Церкви о тяжести архиерейского креста, невидимого, но более тяжелого, чем царский крест. Скажите, положа руку на сердце: кроме положенных богослужебных уставных молитв, вы сами молитесь об Архиерее? Если бы вы молились за него, то полюбили бы его, а душа Архипастыря почувствовала бы это, и он увидел в вас свое духовное чадо, а не, как вы выразились, «пустое место». Когда вы подходите под благословение к Епископу, то осознаете ли, что благословение – это луч света, идущий с неба на землю, что это благословение Самого Христа, Который дарует вам благодать не за заслуги и личное достоинство Архипастыря, а за его сан?

Благословение – это незримый свет Фавора, который проникает в сердце, озаряет душу, отгоняет темную силу, как пение псалмов Давида отгоняло демонов от Саула. Я думаю, что при виде Епископа у вас возникают другие мысли: почему он не интересуется вашей жизнью, никогда не похвалил за труды и не обещал скорого рукоположения. Вы подходите под благословение, будто отдаете долг вежливости и совершаете служебный ритуал. Помните, что в это время состояние вашего сердца передается Архиерею, хотя бы вы старались скрыть это. Он подсознательно чувствует ваш негатив к себе и, даже не понимая почему, хочет поскорее отделаться от вас, не вступая ни в какие разговоры. То, что мы имеем в своей душе, – расположение или неприязнь, которое питаем к разным людям, – каким-то непонятным для нас образом сообщается им, даже на расстоянии, как будто происходит эманация того, что накопилось в сердце, особенно, что переживается в настоящую минуту.

Присмотритесь к себе, на что вы обращаете внимание во время беседы? Только лишь на слова? – далеко не так. Вы стремитесь вникнуть в чувство, с каким произнесены эти слова, уловить интонацию голоса, который говорит об искренности или фальши, и стараетесь прочитать подтекст речи. В тонах и звучаниях голоса вы определяете отношение человека к себе. Поэтому одно и то же слово, в зависимости от внутреннего состояния человека, несет в себе различное эмоциональное содержание. Но в общении людей есть еще более неуловимое – это передача своего отношения без слова, это как бы невидимые сигналы, исходящие от сердца даже на расстоянии, подобные сигналам, которые посылает и получает локатор. Вы хотите, чтобы изменилось отношение к вам, стала иной обстановка, в которой вы находитесь, однако она не изменяется, потому что вы остаетесь таким, каким были. Попробуйте сначала изменить себя. Начните с головы и окончите сердцем, и вы увидите, каким чудесным образом станет меняться все вокруг, даже без особых внешних усилий с вашей стороны.

Юноша сказал:
– Если можно, объясните подробнее, с чего мне надо начинать и как изменяться?

Вы допустили ошибку – отказавшись от священства, а теперь делаете вторую ошибку – ропщете на Бога, что не дают вам священство. В уставе Афонского Иверского монастыря есть правило: не давать священство тому, кто домогается его. Я подозреваю, что вы в глубине души стремитесь не только к иерейскому, но архиерейскому сану, забыв о трудностях этого служения. Начните с того, чтобы быть во внутреннем послушании к своему настоятелю и Епископу и терпеливо ждите исполнения воли Божией на вас. За послушанием последует смирение, за смирением – победа над страстями, а затем любовь, которая преображает душу и жизнь человека.

Юноша сказал:
– Я подумаю над этим и постараюсь с вашей помощью исполнить. Вы говорили о невидимой тяжести архиерейского креста. Объясните мне, что это значит?

 – Если мы обратимся к житиям святых, то мы увидим, что ни один из них не искал священнического и, тем более, архиерейского сана, а если принимал хиротонию, то, как тяжелое послушание. Земная Церковь – воинствующая Церковь, она находится в состоянии войны с адом, Церковь Христа борется с церковью сатаны. В этой борьбе нет ни отдыха, ни перемирия. Святые отцы сравнивали христиан с войском, а иерархи являются стратегами (военачальниками) этого войска – на них обрушиваются главные удары сатаны и падших ангелов.  

Духовник продолжал:
– На заре мироздания произошло падение части ангелов. Тогда Господь создал человека, чтобы место падших ангелов заняли. Ангелы пали с небес в недра земли, а святые восходят от земли к небесам. Безтелесные духи променяли небо на преисподнюю; человек, сотворенный из персти и праха, наследует место ангелов, их честь и достоинство. Демоны ненавидят Бога. Эта ненависть представляет собой суть их существования. Даже своим падением они бросают вызов Богу; их злобное утешение в том, что поредели ряды ангелов, оскудел небесный хор, восхваляющий Бога. И тут демоны посрамлены божественным промыслом: люди, сотворенные из земли, наследуют место и престолы падших духов. Каждый святой – это поражение ада. Поэтому демоны ненавидят людей, завидуют им и борются с Богом за каждую человеческую душу.

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О языке православной иконы
Противоречит ли гомеопатия православию?
Кому мешает Святой Дионисий?
О душевном ожирении
О духовной энтропии
Размышления над картинами Рериха
Вступив в экуменическое движение
Брызги девятого вала
В сердце источники жизни и смерти
О мистике и эстетизме иконы
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили