Падший ангел сильнее человека, поэтому в этой духовной борьбе человек может стать победителем только с помощью благодати Божией. Источником благодати является Церковь, поэтому только в Церкви возможно освящение и спасение. Из всех действий благодати самый высший дар – литургия, где совершается Таинство Причащения, соединение человека с Божеством.
– Я не совсем понял, какая связь между литургией и тяжестью архиерейского креста? – спросил юноша.
Духовник ответил:
– Литургия – это песнь победы над смертью и адом, поражение демона, его бессилие и позор. Литургия – просвещение духовных сумерек на земле и сгущение метафизической темноты и мрака в аду. Для демонов литургия – предчувствие их будущей бесконечной муки, когда земля очистится от греха, освободится от тяжести зла и ад вместе со смертью будет ввергнут в бездну. Поэтому темная сила мстит иерархии и священству за каждую совершенную литургию, за каждое таинство и проповедь о Христе. Иерарх назван отцом и владыкой: отцом потому что, через него душа рождается в бесконечную небесную жизнь; владыкой потому что, ему дана власть прощать и разрешать грехи – ключи от небесного царства.
Юноша сказал:
– Вы говорите, что иерарх – живой символ Христа, а я не могу закрыть глаза на то, что наш епископ не во всем поступает как Христос.
Духовник ответил:
– Если бы символ не отличался от того, кого он символизирует, то был бы уже не символом, а его двойником, а двойника у Христа нет и не будет. Символ – это знак, посредник, звено, связь с тем, кого или что он означает, а вовсе не отождествление. Через символ душа человека входит в поле общения с Христом, независимо от греховных немощей иерарха. В литургии высшая реалия – это благодать и присутствие Христа в Святых Дарах. Сама благодать имеет различные степени, как свет – разную яркость и интенсивность. Видеть Бога таким, какой Он есть не могут даже высшие из ангельских чинов; в каждом богослужении Бог нисходит к нам, является в образе доступном нам, чтобы возвысить и уподобить Себе.
Литургия – это поражение демонов. Представьте, как падшие ангелы должны ненавидеть Церковь Христову и ее служителей за свое каждодневное поражение, за то, что людям дано то, что ангелы имели и потеряли, и тем, кто пребывал на небесах небес, осталось как наследие их отступничества – мрачное подземелье, духовный мрак и жизнь, как переживание своей смерти и отречения. Как эта сила должна бороться со священнослужителями, каким испытаниям подвергать их! Мы видим ошибки своих духовных отцов, но не видим той борьбы и тех внутренних страданий, которые испытывают они. Апостол Павел говорит, что те, кто сделали доброе дело, должны ждать искушения, то есть мести демона. Представьте, как же демон должен мстить священнослужителям, когда они вырывают души людей из его когтей, будто добычу – из зубов льва! Теперь скажите, молитесь ли вы за Иерарха и священнослужителей, помогаете ли вы им своей молитвой в этом невидимом духовном бою?
Юноша ответил:
– Признаюсь, что отдельно я не молюсь за них, а только тогда, когда их имена упоминаются во время богослужения.
Далее юноша спросил:
– Значит, святые, которые отказывались от рукоположения – избегали трудностей и той самоотдачи людям, которую требует священный сан? А ведь святость неразлучна от любви и самопожертвования и больше всего проявляется через подвиг любви и служение людям. Значит, те, кто не желал быть рукоположенными, в какой-то степени проявляли свое малодушие и хотели спрятаться за спинами других во время духовного боя Церкви с сатаной? Ведь, святость – это подражание Христу Спасителю и неразрывна с понятием жертвы. Вы говорили, что я поступил неправильно – не послушав духовника. Как же понять это видимое противоречие?
Духовник ответил:
– Существует два вида иерархии: церковная и духовная. На небесах есть еще третья, самая древняя – это ангельская иерархия, но о ней мы не будем говорить. Церковной иерархии дается служебная благодать через рукоположение, ведущее начало от апостолов. Человек через хиротонию получает право служить литургию, исполнять таинства, прощать и разрешать грехи. Эта благодать не зависит от его личных достоинств, но если к ней прибавляется еще личный подвиг человека, то она действует с большей силой, как поток воды – в расчищенном от гальки и тины русле.
Но есть еще другая иерархия – это степень благодати, которую приобрел и стяжал человек посредством борьбы со страстями и особенно молитвы. Это – благодать аскезы. Здесь нет видимых знаков отличия, но они проявляются уже при земной жизни подвижника, особенно через его духовную мудрость и исполнение его молитв. Чаще всего отказываются от сана те, кто хочет вести уединенную подвижническую жизнь. Они вступают в тяжелую борьбу с демоническими силами и испытывают особые искушения и скорби на своем духовном пути. Эта борьба внутренняя, невидимая для мира, для которой необходимо постоянное напряжение воли, пребывание в молитве, бдение над своим сердцем и смирение. Такие люди являются светом для мира. Ради них Господь продлевает само существование земли и отводит от нас бедствия, заслуженные грехами человечества. Эти люди – свет для мира и их молитва является священнодействием, поэтому их особенно ненавидят демоны.
Некоторые из подвижников уклонялись от священного сана именно потому, что священный сан сопряжен с духовной властью над людьми, с тем, что называют отцовством, а они хотели быть рабами рабов. Уклоняясь от священного сана, уединяясь от мира, они не разлучались своей любовью от людей, только она проявлялась в молитве за мир и обучении людей духовному деланию. Эта любовь может проявляться без слов: как от горящей свечи безмолвно зажигаются другие свечи, так соприкосновение с подвижником, стяжавшим благодать, невидимым светом озаряет души людей и в духовном плане является знаменательным событием в их жизни. А для многих только встреча с таким подвижником и несколько слов, услышанных от него, становятся призывом, который слышит душа, и началом новой жизни. Конечно, может быть соединение священного сана и подвижничества, но это особый подвиг, который под силу немногим.
Юноша спросил:
– А если человек из-за собственных грехов боится принять священнический сан, то, как он должен поступить?
– Человек плохой судья для самого себя; в таком положении он не может быть объективным – ответил духовник. Более правильным и смиренным будет предоставить свои грехи на усмотрении законного судьи, а для Церкви таким судьей является Архиерей. Только человек должен чистосердечно открыть свои грехи и ждать решения. Никто не достоин священства, оно дается по божественному снисхождению. Святой Иоанн Златоуст пишет, что священство выше даже ангельского достоинства.
Юноша сказал:
– Я огорчен на Епископа не только за то, что он игнорирует меня, но еще потому что, он рукополагает других, менее подготовленных, чем я. Теперь вы уверяете, что я должен полюбить этого Епископа и считаете, что тогда все изменится к лучшему. Я постараюсь исполнить ваш совет, а вы помолитесь, чтобы это было так. А теперь благодарю вас за беседу и, если позволите, то буду сообщать вам о дальнейших событиях.