Что означает воля Божия? Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. Здесь надо подробнее остановиться на вопросе свободной воли, которая является причиной многих недоумений.
Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Некоторые спрашивают, зачем тогда дана свобода воли, если большинство людей злоупотребляют ей. Дело в том, что без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как спасение это богообщение – жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Человек добровольно должен выбрать путь спасения – иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение – это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Богословы употребляют здесь термин синергизм, то есть взаимодействие двух волей – божественной и человеческой.
Если у человека отнять свободную волю, то он превратится в автомат, с заложенной программой. Никакой грешник не захотел бы превратиться в компьютер, даже самый совершенный, и из человека стать машиной. Поэтому свободная воля – одна из главных свойств человека, ее называют богоподобием. Кто говорит, зачем дана мне свободная воля, тот, сам того не понимая, из живой личности хочет стать мертвецом. Несчастье происходит не из-за свободной воли, а из-за того, что люди неправильно пользуются этим даром Божьим, подчинив волю не своему духу, а своим страстям. Бог сотворил человека нравственно автономным существом; Он не берет своих даров назад. Когда человек идет против воли Божьей, то грех обрекает его на страдание, не только в будущей, но и в настоящей жизни, потому что в человеке заложен внутренний критерий добра и зла – голос неба, называемый совестью.
Некоторые считают, что свобода воли это возможность делать то, что хочется. Но это не так. Здесь иллюзия свободы. Без благодати воля подчинена страстям; грех, становящийся привычкой, в значительной степени детерминизирует человеческую волю. И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется допущением. Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.
Индивидуальные грехи, соединяясь вместе, как капли дождя в поток, превращаются в общественные бедствия и катаклизмы – и это попущение Божие. Человек теряет то, что казалось ему самым дорогим в жизни – и это попущение Божие. Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость.
Теперь перейдем к вопросу о промысле Божьем. Бог не вторгается насильно во внутренний мир человека, но из всех случаев и бесчисленных ситуаций, в которых может оказаться человек, дает ту, которая лучше для него, соответственна его внутреннему духовно-нравственному состоянию. Каждый день человек получает урок жизни, но этот урок надо понять и усвоить, тогда другими глазами он будет смотреть на будни своего бытия. В промысле Божьем участвует предвидение Божие: Бог знает не только прошлое и настоящее, но и будущее – Он стоит над временем и вечностью. Поэтому одним из высоких порывов человеческой души являются слова: "Да будет воля Твоя". Своим промыслом Бог путеводительствует человеку, скрывая от него Свое лицо.
Некоторые возразят: а какой промысл Божий был насчет тех, кто не слышал учение о Истинном Боге, кто жил и умер в заблуждениях; где же здесь благо божественного промысла? Можно сказать, что если бы такие люди услышали бы от самих апостолов проповедь, то не приняли бы ее. Если бы ангел сошел бы с небес и знаменем свидетельствовал об истине христианства, то они отвергли бы ангела. Поэтому для многих людей было меньшим злом пребывать в неведении, чем, узнав истину, отвернуться от нее. Это самый край разращенной воли – знать истину и сопротивляться ей.
Некоторые говорят: "В чем же промысл Божий, допускающий самоубийцу наложить на себя руки, почему Господь не послал ему людей, которые помешали бы совершить это преступление; ведь самоубийца умер в смертном грехе, его имя вычеркнуто из Церкви. Где же здесь благо?"
Нужно помнить, что и в грехе самоубийства есть различные внутренние состояния и внешние обстоятельства, которые то несколько ослабляют, то больше отягчают тяжесть этого греха. Самоубийство – один из видов богоборчества, безумная мысль, что сама жизнь есть зло; таким образом, и Создатель жизни, если человек верит в Бога, ассоциируется у него со злом. Разная степень осатанелости бывают у самоубийц, и если Господь, видящий будущее, воспрепятствовал бы человеку убить себя, то он совершил бы это преступление с еще большей ненавистью к Богу и самой жизни, которая кажется самоубийце бессмыслицей, тупиком, крушением надежд, чудовищем, от которого он убегает в собственную смерть. Если бы его даже приковали цепью, так что он не смог бы физически убить себя, то этот человек с еще большей силой мечтал бы о самоубийстве и проклинал бы свою жизнь и своего Создателя, то есть осатанел бы еще больше.
Надо помнить, что Бог не только Любовь, но и высшая Справедливость. В промысле Божьем о людях, по предвидению и всеведению Божию, учтены все факторы, возможности и нравственный потенциал жизни человека. Более того, человечество – это единственность во множественности и множественность во единстве, где все, каким-то неведомым для нас образом, отражается во всем и деяния каждого отражается на всех, хотя это не детерминизирует и не обуславливает воли человека. Полное и окончательное разделение добра и зла произойдет на Страшном суде.
В промысле Божьем учтено все: и потенциал зла, совершаемого на земле, и молитвы Небесной Церкви о мире, и грехи, творимые в глубине сердца, и вздох покаяния грешника. Промысл Божий включает в себя такое бесчисленное множество факторов, что все существующие в мире компьютеры не могли бы вместить и малую часть их. Поэтому промысл Божий всегда остается тайной, перед которой мы можем только благоговеть и благодарить Бога за все. Более того, промысла Божьего не могут постигнуть в его глубине даже ангельские умы. В церковных гимнах поется о том, что ангелы изумляются домостроительству Божьему о человеке. Когда преподобный Антоний Великий в молитве вопрошал Бога: почему одни умирают в младенчестве, а другие доживают до старости; почему страдают и болеют праведники, а грешники пользуются здоровьем и благополучием, как будто несчастье обходит их стороной, то Господь ответил: "Антоний, помни, что ты человек, и внимай самому себе".
Промысл Божий, в котором соединены любовь и правда, – мы не можем понять: божественная Любовь – не человеческая любовь, и божественная Правда – не человеческая правда. Но то немногое, что мы знаем, должно побудить нас благодарить Бога за Его неизреченную милость. А тайну промысла Божьего над всем человечеством и каждым из нас, мы узнаем лишь в будущей жизни в той степени, которая доступна человеку.