Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Святые Тайны - реальность или символ?



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 07/02/2006 | Версия для печати


Веру в реальность Святых Тайн четко выразил Святейший Пимен Патриарх Московский и всея Руси в следующих словах: "Мы исповедуем, что в сакраментальный момент наитием Святого Духа хлеб и вино реально, действительно пресуществляются, претворяются, преобразуются в истинные Тело и Кровь Христовы. Это чудо превосходит человеческий разум и воспринимается нашей верой согласно словам Спасителя: Человеком это невозможно, богу же все возможно (Мф.19, 26). ("Мысли русских патриархов от начала до наших дней", стр.410).

Во время евхаристии священник говорит от имени Церкви причастникам: "Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сие есть самая Четная Кровь Твоя"; "самое" – значит истинное, настоящее. Истинное – это действительное, а не символическое, подобное, воображаемое, призрачное или условное. В арианских спорах православный термин "единосущее" в отличие от арианского "подобосущее" означал истинную, совершенную, единую, неразделимую, неотделимую друг от друга, тождественную сущность лиц Святой Троицы. Слово "подобосущее" извращало всю веру и превращало ее в ересь.

В отношении Святых Тайн к Христу модернисты пошли дальше ариан и, если те ввели в свою христологию термин "подобосущее", то модернисты, отрицая сущность Христа в Святых Тайнах, по сути дела ввели новое понятие "безсущность", то есть отрицание всякой существенной связи между евхаристическими дарами и природой Христа. Ипостась не может быть без природы, а иная природа, вошедшая в ипостась (ипостасированная природа) не может измениться или выйти из ипостаси, а пребывает в ипостаси, сделав ее сложно-природной.

Модернисты говорят, что Евхаристичекая Кровь и Тело Христа это истинное Тело и Кровь Христа, но без сущности Христа. Истинное, значит реально, действительно существующее, а без сущности Тела и Крови Святые Тайны уже не совершены, а ущербны, не действительны, а символичны, не реальны, а призрачны. Модернисты говорят: Христос, не изменяя сущности хлеба и вина, воспринял их в Свою ипостась. Но ведь сама человеческая природа Христа при боговоплощении, взятая в божественную ипостась, не превратилась в Божественную сущность, а осталась совершенной человеческой природой.

Как же природа вина и хлеба, то есть продукт, сделанный из природы растений, будучи взятой в ипостась, без превращения сущности, станет истинным Телом и Кровью Христа? Если превращения сущностей не произойдет, то в ипостаси Христа окажутся три природы: Божественная, человеческая, и растительная (хлеба и вина). Если же не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа без превращения сущности, а евхаристические дары только приемлются в ипостась, где происходит ассимиляция, как бы растворение низшей природы в высшей, тогда правы евтихиане, которые говорили о единой природе в ипостаси Христа Спасителя. Значит модернисты, придумав еще одну теологическую находку - ассимиляцию, повторили древнюю ересь евтихиан.

Теперь прозвучал еще один авангардистский тезис: преложение Святых Тайн это "актуализация боговоплощения без перемены сущностей". Кто же, и что здесь актуализируется? Если понять слово "актуализация" в субъективном значении, то актуализируется человеческое сознание, религиозные чувства и духовные интуиции. Об этом как раз говорят крайние протестанты, видящие в преломлении хлеба только воспоминание, активизирующее веру человека.

Если активизацию принять как объективный процесс, то кто активизировался, из какого состояния статики и пассивности боговоплощение переходит в активность? Ведь к боговоплощению ничего нельзя прибавить и от него ничего нельзя убавить. Ведь боговоплощение единое, неповторимое, реальное историческое событие. В Символе Веры указано, как и когда оно произошло. Других боговоплощений или актуализаций уже исторически совершившегося боговоплощения Церковь не знает. Господь на Тайней Вечери говорит не об актуализации Своего боговоплощения, а о новом таинстве, о новом сакрале, который вводит человека в новые отношения с Богом, настолько близкие, что ангелы изумляются и ужасаются этому таинству.

Ангелы во время литургии стараются проникнуть в тайну Евхаристии, а модернисты говорят о том, что боговоплощение получило актуализацию - новый энергетический заряд. Если говорить об актуализации, то апостолы, видящие и слышавшие Христа, в Его физическом воплощении, ничего не получили от Причастия, так как нечему было активизироваться и приходить в динамику: ни их сознанию, ни Христу, находящемуся во Плоти вместе с ними.

Если Святые Тайны берутся в ипостась без изменений сущности, то, что же происходит с причастником? Он тоже берется в Божественную ипостась без изменений его сущности вместе с Причастием – или нет? Мы знаем по учению Церкви, что в Причастии происходит обожение человека через истинные Кровь и Тело Христа Спасителя. А по новому учению не понятно, что происходит с причастником: обожение, или взятие в ипостась, мистическое единство или актуализация веры?

К сожалению, мы должны сказать, что те, кто причащается без веры в существенное пребывание в Святых Дарах Христа Спасителя, тот остается вне Святых Тайн, вне Причастия, и, сам того не сознавая, оказывается вне пространства Церкви – в поле протестантизма.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О благословении и послушании
О эманации слова
Демон и патопсихология
О времени и вечности
Любовь или любодеяние?
Биография архимандрита Рафаила
Свидетели вечности
Когда прошлое становится настоящим
О мистической красоте церковного языка
Неоправославие или неоморализм?
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили