Однажды, во время богослужения, духовника из алтаря вызвал молодой человек, взял благословение и сказал: «Я хотел бы поговорить с вами».
– Подойдите ко мне после окончания богослужения – строго ответил духовник, – а теперь стойте и молитесь.
По окончанию службы, когда священник выходил из храма, юноша снова подошел к нему и сказал: «У меня есть серьезные проблемы, и я решил обратиться к вам».
Духовник ответил:
– Прежде всего, я должен сделать вам необходимое замечание. Всему есть свое место и время; когда вы входите в храм, то помните, что церковь – это земное небо и вы стоите перед Всевидящим Оком Божества. Во время богослужения вы должны забыть обо всем мире, о себе и своих проблемах. В храме ваш собеседник – Бог, Который внимает голосу сердца и безмолвно отвечает ему. В храме Бог является душе человека, освящает и одухотворяет его, насколько человек подготовлен покаянием и внимательной молитвой. Богообщение несравненно выше, чем самая назидательная беседа и вдохновенная проповедь, так как в богообщении изменяется сам человек, он как бы становится другим существом, новым творением. Надо оставить все проблемы за порогом храма и только умолять Бога о милости и благодарить за неизреченные блага, которые Он посылает нам. А мы получив их тотчас забываем или объясняем случайностью. Забвение – это состояние добровольного невежества и сознательного незнания, как бы погружение души в глубокий сон.
Юноша ответил:
– Благодарю вас за замечание. На самом деле я мало задумывался над тем, что такое богослужение, хотя несколько лет исполняю клиросное послушание. Что касается забвения милостей Божиих, то разве это происходит сознательно? Мне кажется, что забвение наступает помимо моей воли.
Духовник продолжал:
– Сколько раз Господь исполнял молитвы каждого христианина, сколько чудес было в жизни каждого из нас, но мы не благодарили за них Бога, а принимали как привычное и обыденное. Наша гордость и страсти не любят благодарить не только человека, но и Бога и поэтому Его благодеяния быстро забываются и исчезают из нашей памяти – как письмена, начертанные на песке, от которых не остается следа. Мы не удивляемся случаям чудесной помощи Божией в нашей жизни, не размышляем о них, поэтому слабеет наша вера, угасает надежда, ум как бы в помрачении думает только о земных делах.
В этом смысле я назвал забвение добровольным незнанием. Характерно, что обиды, даже незначительные, мы забываем не сразу, а иногда носим в сердце годами, как будто срослись с ними и не хотим расстаться. А ведь ни один человек не проявлял по отношению к нам такой неблагодарности, как мы проявляем к Богу. Я хочу снова вернуться к сказанному: что разговаривать в храме или выходить из него во время службы для беседы – это похищать у себя и у других самые драгоценные минуты жизни, когда можно стать причастником благодати и соединиться душой с Божеством. Храмовое богослужение можно сравнить с началом вечной жизни в человеческом сердце. Вы хотите посоветоваться со мной о проблемах своей жизни. Уже первая проблема, которую я заметил у вас, – то, что вы не включены в молитву во время богослужения, а ведь в молитве человек часто находит тот нужный ответ, который ему никто другой не может дать.
– Вы правы, – ответил молодой человек, – я сам внутренне ропщу и даже негодую, когда люди в храме своими разговорами мешают молиться. Но мне почему-то не приходило в голову, что я нередко поступаю так же и становлюсь соблазном и помехой для других.
– Из вашего ответа я заключаю, что вы можете принять мои слова – сказал духовник, и указал на место и время, где они могли бы встретиться и побеседовать.
Через несколько дней молодой человек явился на указанное место – во двор старинного храма, недалеко от которого находились могилы, где были погребены священники, когда-то служившие в церкви. Духовник, указывая рукой на надгробные плиты из серого камня, похожие на ладьи, плывущие в тихой заводи, сказал: «Здесь почивают духовные воины, которые при жизни положили много трудов, испытали страдания и гонения ради Господа; пусть они будут невидимо присутствовать во время нашей беседы и помогут вам открыть свое сердце и увидеть себя, а мне – найти нужный ответ. Представьте, что вы говорите не только со мной, но также с ними».
Юноша начал рассказ:
– Несколько лет тому назад я окончил духовную семинарию и меня вместе с несколькими однокурсниками представили к рукоположению. Но незадолго до хиротонии меня начал преследовать страх, что священство не мое призвание, что ряса священника в наше время – это одежда Дон Кихота и как я покажусь в ней перед своими друзьями. Но я отвечал себе, что это апостольское одеяние драгоценнее, чем царская мантия, и если они станут смотреть на меня с удивлением и насмешкой, то верующие будут относиться с любовью и благоговением к моему сану. Потом меня начали мучить другие противоположные помыслы: что я по грехам своим недостоин священства, что я не смогу понести это великое равноангельное служение и благодать хиротонии будет мне в вечное осуждение, что хиротония – это огонь, который опалит мою душу.
Я был в смятении и без благословения духовного отца стал просить отложить мое рукоположение. Напрасно духовник убеждал меня, что все люди грешны, что за послушание благодать исцеляет поврежденное и восполняет недостающее, что она испепеляет только гордых и дерзких, что, сознавая свою греховность, надо с покаянием идти к Богу, а не бежать от Него. Я упорствовал и говорил, что нужно время для приготовления. Духовник рассказал мне басню о девушке, которая отказывала женихам, не желая терять свободы. А когда она, наконец, решила создать семью, то оказалось уже поздно: неумолимое время превратила ее из красавицы в старуху, и когда она по привычке заглядывала в зеркало, то видела в нем чужое лицо, изборожденное морщинами.
Этот рассказ позабавил меня, но не изменил моего решения. Я повторял, что мне необходимо подготовиться, исправить свой вспыльчивый характер, пожить и потрудиться в миру, чтобы лучше понять людей и изучить психологию грешников, которым я должен помочь. Наконец мой наставник сказал: «Я не могу принудить тебя принять сан, но, думаю, что находясь в миру, ты вместо исправления нагрешишь еще больше». Все это вскоре исполнилось: мир широко раскрыл мне свои объятия и крепко прижал к груди, чтобы, как я потом понял, легче задушить меня.
Теперь я действительно имел причины бояться хиротонии. Я покаялся перед духовным отцом в своих грехопадениях, не скрывая ничего, и он послал меня к Епископу, чтобы я просил прощения за свое непослушание. Епископ направил меня чтецом в один из храмов города. По праздничным дням я служу в храме, а в остальное время работаю в фирме у своего дальнего родственника. Мой духовник уже умер. Про меня как будто все забыли и я ловлю себя на том, что ропщу и негодую, почему мне снова не предлагают священство, от которого я раньше отказывался. Я не могу найти свой путь. На работе я чувствую себя чужим, вроде монаха, изгнанного из монастыря; а в храме – мирским человеком. Такая двойственность мучает меня. В чем моя ошибка и как исправить ее?
Духовник ответил:
– По моему мнению, первая ваша ошибка заключается в том, что вы решили, будто лучше знаете себя, свои возможности и способности, чем ваш наставник. Вы не поверили, что благодать Божия открыла духовному отцу ваш путь и вы должны были принять его благословение безпрекословно, а не упираться и настаивать на своем. Если даже в вашей жизни случились ошибки и грехи, которые, по вашему мнению, препятствовали хиротонии, то надо было представить это на усмотрение духовного отца и Архиерея, а не решать самому. Нередко гордость прикрывает себя ложным смирением; в данном случае вы были обмануты собственными эмоциями, вернее демоном, через ваше самоволие.
Я думаю, что и в прошлом вы были недостаточно откровенны и послушны своему духовнику, не исполняли его советов и благословений, внутренне перечили ему и унижали его в своих мыслях. А когда решался один из важнейших вопросов вашей жизни, то ваше прошлое непослушание сделало вас уязвимым и открытым для действия демонических сил; вы остались на распутье дорог одиноким и вместо наставника во плоти у вас появился невидимый руководитель, который взял вас за руку и повел обратно в мир.
Это случается с теми людьми, которые слишком доверяют себе. Такую же ошибку – упорство, под видом смирения – вы допустили по отношению к Архиерею, который готовился рукоположить вас. Вы посчитали, что знаете волю Божию лучше его.