За два дня до праздника Преображения окончил путь своей земной жизни выдающийся подвижник и делатель Иисусовой молитвы архимандрит Лазарь Абашидзе. Одним подвижником на земле стало меньше; одной звездой на духовных небесах Церкви, которая светит нам из вечности, стало больше. Земная жизнь архимандрита Лазаря была свидетельством и исповеданием Православия, которое он проповедовал, прежде всего, своим личным духовным подвигом. Самый действенный и лучший вид проповеди Православия – это стяжание благодати, – того незримого света, который непосредственно действует на души людей, той невидимой силы, которая делает веру очевидностью и пленяет человека красотой внутреннего света.
Те, кто встречался с отцом Лазарем, отмечают, что в его присутствии они испытывали особый покой и мир души, несравненный ни с какими мирскими переживаниями. В эти минуты они как будто дышали воздухом вечности. Такие встречи навсегда остаются в памяти человека, хотя иногда нужно продолжительное время, чтобы осознать их глубину и величие.
Отец Лазарь выбрал путь уединения и безмолвия, путь исихии, когда душа человека соединяется с Богом. Исихаст – это человек, проводящий жизнь по советам древних подвижников, идущих по духовной тропе, которая в наше время стала зарастать травой забвения. Исихаст становится вестником истиной жизни, ради которого создан человек – для вечной радости, богоподобия, и того состояния, которое Церковь называет обожением. Исихаст открывает людям, что самое большое счастье – это соединить свое сердце с Богом.
Теперь многие рассуждают и спорят о том, что нужно сделать, чтобы современным людям стало близким и понятным христианство, как объяснить им учение Церкви, чтобы они приняли его как высшую философию. Однако здесь путь только один: стяжать благодать и тогда сама благодать откроет человеку то, что выше слова и душевных переживаний; тогда само слово приобретет силу и через него раскроется таинственный смысл того, что Бог с нами. Чтобы говорить о свете, надо самому стать озаренным этим светом. Значимость подвижника и его подвига особенно раскрывается после его смерти.
Архимандрит Лазарь был апологетом Православия. Он написал несколько сочинений, разоблачающих пагубность либерализма, который как плесень проникает в душу современных людей, не исключая части христиан. Для него Православие было незыблемым, а любая реформация и модернизм – искажением и извращением христианства. В тоже время, он выступал против слепого фанатизма, который порождает противостояния и расколы.
Его книги «О тайных недугах души» и «Таинство исповеди» являются руководством внутренней жизни человека, а «Мучение любви» можно назвать его духовным дневником. О чем бы ни писал отец Лазарь, его язык отличается ясностью и доступен не только для ученых богословов, но и для тех, кто только начал церковную жизнь. После его смерти еще остались его рукописные работы, которые, надеемся, будут изданы и дополнят его апологические труды.
Альбом икон, написанных отцом Лазарем, – это значительное событие в современной церковной жизни. Архимандрит Лазарь был замечательным иконописцем, одним из лучших из числа иконописцев нашего времени. В его иконах отразился тот духовный свет исихии и молитвы, который он стяжал в своей скитской и пустыннической жизни. Иконам отца Лазаря присуща глубокая проникновенность. Они отличаются духовной красотой и каким-то особым аристократизмом и изяществом. Икона – это визуальный образ святого, преображенного божественным светом, который смотрит из вечности и призывает человека к молитвенному общению с ним. Кажется, что каждая икона архимандрит Лазаря – это поэма, написанная не словами, а красками, и что кисть, писавшая эту икону, держат две руки: отца Лазаря и того, кто изображен на иконе. Сочетание цветов и красок этих икон – гармоничны, можно сказать, что они музыкальны; это свет, превращенный в цвета.
Отец Лазарь окончил свою земную жизнь в мучительной болезни, как бы последним огненным испытанием, который посылает Господь для того, чтобы выжечь из души человека корни его страстей и следы грехов. Он созрел для вечной жизни, и мы верим, что Господь взял его к Себе. Но он пребывает с нами в своих книгах, иконах и своей могилой в пустынном скиту, который построил своими руками.
Вечная ему память!