Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Четыре змея в человеческом сердце



Рубрика: О духовной жизниОпубликовано: 09/02/2006 | Версия для печати


Если расположить человеческие грехи по определенной иерархической лестнице, то, как я полагаю, можно построить следующую лестницу, ведущую в ад. Источником, началом и демонической энергией каждого греха является гордость. Гордость - универсальный грех. Даже святые, не могут полностью избавиться от него. Несмотря на великое смирение, приобретенное ими в духовной борьбе, в душах святых остаются некие темные пятна гордыни, как крапинки грязи на белоснежной одежде.

Гордость - “грех всех грехов”. Грех это как бы черное солнце ада, источающее из себя тьму и метафизический холод. Поэтому мы не будем останавливаться на гордости - она одновременно начало и конец, дно и вершина погибели. Гордость это гимн, который грешники поют сатане, а грех - сатанинский праздник, в котором участвуют грешники.

Теперь перейдем к лестнице грехов. Наиболее распространенным из всех грехов в настоящее время мы считаем ложь. Ложь пропитала всю общественную, семейную, личную жизнь человека, как вода пропитывает опущенную в нее губку. Приветствие, прощание, взгляды, улыбки - все пропитано лицемерием, все является мертвой формой, как бы оболочкой, под которой человек хочет скрыть себя. Он не позволяет себе роскоши - быть искренним, к тому же он потерял потребность быть искренним.

Правду современный человек считает инфантильностью, - той хронической врожденной болезнью, которая называется глупостью. Чаще всего он считает, что человек говорит правду потому, что у него не хватает ума солгать. Ко лжи современный человек привык так, как привыкает к тюрьме ребенок, родившийся в ее стенах. Он адаптировался ко лжи так, что уже не ощущает ее смрада. Лжец моделирует свой мир с его псевдореальностью и, как бы втягивает других в этот несуществующий мир. В отличии or творческой фантазия здесь холодное воображение рассудка, -фантазера и фокусника, - который хочет переиграть, как своего противника саму правду.

Сердце глубже рассудка; оно не может составлять и удерживать в памяти сложную картину, придуманную рассудком лжи. Поэтому ложь разъединяет ум от сердца. Кроме того, у человека есть голос вечной правды – совесть, которая может принести беспокойство при своем неожиданном пробуждении. Поэтому человек уговаривает свою собственную совесть, что ложь это не зло, что если бы люди говорили правду, то они постоянно бы травмировали друг друга. Между умом и сердцем прерывается связь: рассудок действует сам по себе, а дух уходит в глубину сердца и как бы засыпает там. Действуют в душе человека страсти, но это не сердце в духовном смысле, а некая периферия, преддверие сердца, как в мистической литературе иногда употребляется слово “поднебесье” для отличия его от неба. У современного человека совесть похожа на больного, который существует, но не живет. Как бы не был хитроумен лжец, но все же он попадается в своей лжи, как вор во время воровства. Поэтому, обманывая других, он теряет чувство человеческого достоинства. Но самое страшное это мистическая сторона лжи. Сущность христианства - это любовь к Богу и человеку, а любовь - голос сердца. Когда человек лжет другому, то, значит, считает его недостойным правды, а без уважения к человеку невозможна любовь. Привыкая лгать человеку, лжец будет непроизвольно лгать Богу. Таким образом, лжец отчуждается от Бога и от людей: к Богу, если он верующий, относится прагматично, а к людям - страстно или безразлично. Христианство - это общение ограниченной человеческой личности с безграничной Личностью Божества. А лжец теряет себя как личность, - он становится лицедеем. Борьба с ложью это борьба за свободу во Христе, от рабской зависимости от мира, от его обычаев и правил, от его оценок добра и зла, от тирании безбожного коллективизма над личностью - а этого мир не прощает.

Вторым грехом является блуд. Это удочка с насаженным червем в руках рыболова – диавола. Рыба хочет съесть приманку и заглатывает крючок. Ложь убивает человека как нравственное существо, а блуд - это разложение трупа. Блудник чувствует смрад, идущий от его собственного тела. Этот грех не приносит ему счастья; он с каким-то остервенением зарывает собственную душу в грязь. Блуд и разврат - это насмешка над богоподобием человека. Антихристианские силы сознательно хотят уничтожить личность и заменить богоподобное свиноподобным – в этом может убедиться каждый, включив телевизор или пролистав журналы. Уже много лет тому назад один церковный иерарх сказал, что в наше время Христос избрал бы Иуду из числа журналистов. Разумеется, я не говорю о всех, а о тех, кто разлагает нравственность народа, не думая даже, что этим он становится духовным совратителем собственных детей.

Третий по значению грех это гнев и раздражительность, которые все больше проявляются во взаимоотношениях между людьми. Люди постоянно сталкиваются с ложью и несправедливостью. Блуд не может стать достойной альтернативой счастья. У современного человека нарастает чувство раздражения, но против кого - он сам плохо понимает. Это внутреннее неустройство, эту накопленную энергию протеста, переходящую в злобу к людям, он срывает на своих сослуживцах по работе, особенно подчиненных; он разряжается в своей семье. Иногда этот гнев доходит до того, что он обращает бранные слова против вещей и предметов. Гнев это вид кратковременного безумия, и человек в гневе напоминает безумного: покрасневшее лицо, выпученные глаза, хриплый голос, слюна, выходящая изо рта. Ему кажется, что другой человек является причиной всех его зол и неустройств. Преподобный Феодор Студит сказал: “Гнев - это дикий образ общежития”.

Иногда человек бьет себя по голове, как скорпион ударяет по своей голове ядовитым хвостом. Чаще всего гнев обращен не против виновных, а против беззащитных. Когда гневливый получает отпор от более сильного, то он быстро приходит в чувство. Но еще более часто случается другое: когда гневливому что-то объясняют или возражают, то он, как пьяный, не понимает этого и раздражается еще больше.

Некоторые оправдывают гнев тем, что они наказывают своих детей, чтобы воспитать их. Но, если мы вспомним свое детство, то увидим, что гнев родителей никогда не исправлял нас и не вызывал желания стать лучшими, он только отчуждал нас от родителей и отбивал охоту сделать что-нибудь приятное для них. В Библии написано: “Гнев не делает правды”.

Гнев - показатель гордости и самолюбия, то есть собственной болезни. В родителях говорит уязвленное самолюбие, как ребенок не мог послушаться “такой величины”, как они, и не оценить того добра, которое они сделали для детей. Раздраженный тон - это тон врага, поэтому ребенок воспринимает в это время своего родителя как противника, и если бы тот даже говорил справедливо, что невозможно при гневе, то сам тон голоса и вид разъяренного лица закрыл бы сердце ребенка.

Нравоучение - это прикосновение к человеческому сердцу, а нельзя прикоснуться к сердцу рукой, намазанной перцем, она ничего не причинит, кроме боли. Возникает вопрос: неужели не надо наказывать ребенка? Надо, но в том случае, если он поступил не по ошибке, а злостно. Если он ошибся, то надо дружески сказать ему, - так он скорее захочет поправить ошибку. Наказание должно быть разумным, а человек в гневе уже сам неразумен. Поэтому наказывать в состояния гнева нельзя. Наказание это лечение, а здесь - срыв своих чувств; при том, наказание должно быть не словесной зудой, не повторением того, что ребенок негодяй и дурак, не рассказом о его жизни с архивными данными - в чем он провинился год назад, а наказанием коротким, как бы для запоминания, например, лишить ребенка какого нибудь развлечения или удовольствия. Можно и физически наказать его, но совершенно успокоившись. Но это, так оказать, вспомогательные средства. В воспитании требуется другое: спокойно объяснить ребенку последствия его грехов и непослушания. Надо, чтобы ребенок понял, к чему приводит непослушание, и как оно впоследствии может тяжело отразиться на его жизни.

Всякий грех это самовыражение собственного малодушия.

Ложь и обман – грех против веры, которая является Откровением Высшей Истины и одной из свойств Божества.

Блуд – грех против надежды, так как ввергает человека в состояние безвольного паралитика, гасит свет души и покрывает ее непроницаемым мраком. Разврат – это смерть духа, прежде смерти тела.

Гнев – это грех против любви. Поддавшийся гневу человек убивает своего брата в сердце. Гнев это желание зверя – повергнуть добычу на землю и насытиться ее кровью.

Гордость – это источник всех грехов. Она лишает человека Божественной благодати, лишает его покаяния и делает демоноподобным существом.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Ориген и современные оригеновичи
О лжи
Возможно ли возрождение патристики?
Тайна «Матильды»
Почему модернисты ненавидят схоластику?
Гомеопатия – наука, а не идеология
О догматах и традиции
Демон - известный шутник
Как относится к абортам Антоний Блюм
О подвижниках последнего времени
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили