Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Интервью о. Рафаила для «Религия БГ»



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 06/11/2005 | Версия для печати


1. Отец, какова Православная Церковь в начале ХХІ- ого века? Какие ее отличительные черты?

Церковь, как мистическое Тело Христа и продолжающаяся Пятидесятница, не изменяется, а остается тождественной самой себе в пространстве хроноса. Но человеческий элемент Церкви не изолирован от мира и, поэтому, не может не подвергаться влиянию окружающей духовной и социальной среды. Мир все больше дистанцируется от Церкви. Отличительной чертой современной Церкви является борьба с открытым сатанизмом, который в прошлые века прятался в подполье.

2. В чем отличие нынешней Православной Церкви от Православной Церкви в древности?

В древней Церкви вера и жизнь были неразделимы друг от друга; а теперь понятие веры для многих становится только синонимом вероисповедания.

3. Какие самые опасные явления для православных ныне? Объясните их подробнее, пожалуйста.

Это дух современного либерализма и связанная с ним духовная секуляризация. В области рассудка секуляризация проявляется как модернизм и релятивизм; в области воли – как комфортизм и гедонизм, в области чувства – это замена духовного душевным и страстным.

4. Часто люди спрашивают друг друга: „Неужели живем в последних временах?”. Каков Ваш ответ и почему?

По святоотеческому учению последние времена это эра, которая началась после Рождества Иисуса Христа, когда исполнились пророчества Ветхого Завета, и открылось миру вечное Евангелие. Новых откровений в области веры уже не произойдет – третьего завета не будет. Последние времена – это старость истории, но старость может быть продолжительной и краткой. В Апокалипсисе начертаны общие контуры истории, но даты от нас скрыты.

5. Святые отцы говорят, что в последних временах не будет уже благодатных старцев. Есть ли их еще и где они?

Благодатные старцы будут до тех пор, пока будут послушники, способные вместить их учение. В наше время надо искать не прозорливых, а благочестивых наставников, чтобы не ошибиться.

6. В своих сочинениях Вы часто цитируете св. Игнатия Брянчанинова. Одновременно с этим, существует множество современных богословов, которым он не так уж „нравится”; считают его резким и крайним. Ваш комментарий – это так в действительности?

Гуманисты и либералы считают христианство жестокой доктриной и, поэтому, стремятся или уничтожить его, или извратить его смысл – заменить “комфортным” христианством. Святой Игнатий Брянчанинов оказался “виновным” в том, что посмел бескомпромиссно сказать правду о нравственном и религиозном падении современного ему общества.

7. В некоторых своих сочинениях Вы противопоставляетесь некоторым современным русским богословам (дьякон А.Кураев, проф. А.Осипов). Пожалуйста, объясните почему? В чем сущность их отступления?

В их лекциях и статьях содержатся концепции и взгляды, несовместимые с церковно - богословским Преданием. Приведу пример. Профессор Осипов применяет принцип дополнительности Бора в богословии. Стремясь соединить гуманистический апокатастасис с верой в Единую Церковь, он в виде дополнительности изобрел гипотезу о встрече душ умерших с Христом в аду, где Христос и апостолы “катехизируют” эти души и “крестят” их. Здесь “новая церковь в аду” должна стать объединяющим дополнением. Этот принцип вводит релятивизм в догматику, то есть вечные истины делает относительными понятиями.

Отцу Андрею Кураеву я указывал на его модернистические зигзаги. Я также не могу согласиться с его “романтическим” увлечением - воцерковить рок-музыку, как средство для миссионерства.

8. Прошу определить и объяснить Ваше отношение к экуменизму.

Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви.

9. Существует ли благодать у инославных и раскольников?

Начнем с того, что мы подразумеваем под словом “благодать”. Божество трансцендентно (запредельно) миру в Своем существе и имманентно (сообщаемо) через благодать. В Паламическом смысле слова, благодать это действие, энергия, и динамичные свойства Божества. Здесь надо уточнить о каких божественных действиях мы говорим?

В православном богословии различаются несколько действий благодати; а западные схоласты даже насчитывали до 15 видов благодати. Само мироздание и промысл Божий в жизни человека есть также действие Божества. Предваряющая, или призывающая, благодать касается души человека до его обращения к Христу, но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви. 

10. Существует ли глобальный религиозный терроризм или это просто выдумка?

В мире существуют разные религии, конфессии и секты, с различными нравственными представлениями, как в принципиальных, так и казуальных проблемах. Я думаю, что кроме тоталитарных и сатанинских сект, отношение к террору у большинства последователей религий отрицательно.  

11. Кто самый большой враг Православия сегодня? 

Агрессивный либерализм, старающийся разрушить нравственность.

12. Существует ли причащение без исповеди? Некоторые считают, что это „протестантское Православие”, а для других это оправдание придобытия Божей благодати. Ваше мнение?

Думаю, что причащения без исповеди не существует. Разногласие состоит в том, что обязательно надо ли исповедоваться перед каждым причастием тому, кто причащается часто, несколько раз в неделю. В соборных правилах на это указаний нет. Этот вопрос относится не к канонам, а традициям, сложившимся в поместных церквях.

13. Как отличить истину от неистины?

“Церковь – столп и утверждение истины”; все, что не согласуется с Преданием Церкви, оказывается духовной ложью. 

14. Демоны в современном мире – какие они и где?

Демоны изгнаны с небес и обитают в поднебесье, на земле и, как в своем царстве, преисподней. Но хуже всего, когда они, через наши грехи, обитают в нас.

15. Сектанты очень модные и таким образом они умеют привлекать новых последователей. Тоже самое и с ню-эйдж движениями. Как Православному быть „модным”?

Мода - это подделка под прихотливый вкус мира, это маски, сменяющие друг друга. Церкви достаточно ее вечной красоты; приобщение к этой красоте делает саму человеческую душу прекрасной.

16. Традиционно наш последний вопрос – Каково ваше пожелание к читателям РЕЛИГИИ БГ? 

Желаю, чтобы Болгарская Церковь и народ сохраняли бы, как духовное сокровище, неповторимый язык Кирилла и Мефодия!

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Демон - известный шутник
Почему христиане теряют любовь?
Святые Тайны - реальность или символ?
О языке православной иконы
Богословские фантазии
О юридизме в сотериологии
Некультурная культура
О лжи "всеспасения"
О любви - 1
Свет востока
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили