1. Отец, какова Православная Церковь в начале ХХІ- ого века? Какие ее отличительные черты?
Церковь, как мистическое Тело Христа и продолжающаяся Пятидесятница, не изменяется, а остается тождественной самой себе в пространстве хроноса. Но человеческий элемент Церкви не изолирован от мира и, поэтому, не может не подвергаться влиянию окружающей духовной и социальной среды. Мир все больше дистанцируется от Церкви. Отличительной чертой современной Церкви является борьба с открытым сатанизмом, который в прошлые века прятался в подполье.
2. В чем отличие нынешней Православной Церкви от Православной Церкви в древности?
В древней Церкви вера и жизнь были неразделимы друг от друга; а теперь понятие веры для многих становится только синонимом вероисповедания.
3. Какие самые опасные явления для православных ныне? Объясните их подробнее, пожалуйста.
Это дух современного либерализма и связанная с ним духовная секуляризация. В области рассудка секуляризация проявляется как модернизм и релятивизм; в области воли – как комфортизм и гедонизм, в области чувства – это замена духовного душевным и страстным.
4. Часто люди спрашивают друг друга: „Неужели живем в последних временах?”. Каков Ваш ответ и почему?
По святоотеческому учению последние времена это эра, которая началась после Рождества Иисуса Христа, когда исполнились пророчества Ветхого Завета, и открылось миру вечное Евангелие. Новых откровений в области веры уже не произойдет – третьего завета не будет. Последние времена – это старость истории, но старость может быть продолжительной и краткой. В Апокалипсисе начертаны общие контуры истории, но даты от нас скрыты.
5. Святые отцы говорят, что в последних временах не будет уже благодатных старцев. Есть ли их еще и где они?
Благодатные старцы будут до тех пор, пока будут послушники, способные вместить их учение. В наше время надо искать не прозорливых, а благочестивых наставников, чтобы не ошибиться.
6. В своих сочинениях Вы часто цитируете св. Игнатия Брянчанинова. Одновременно с этим, существует множество современных богословов, которым он не так уж „нравится”; считают его резким и крайним. Ваш комментарий – это так в действительности?
Гуманисты и либералы считают христианство жестокой доктриной и, поэтому, стремятся или уничтожить его, или извратить его смысл – заменить “комфортным” христианством. Святой Игнатий Брянчанинов оказался “виновным” в том, что посмел бескомпромиссно сказать правду о нравственном и религиозном падении современного ему общества.
7. В некоторых своих сочинениях Вы противопоставляетесь некоторым современным русским богословам (дьякон А.Кураев, проф. А.Осипов). Пожалуйста, объясните почему? В чем сущность их отступления?
В их лекциях и статьях содержатся концепции и взгляды, несовместимые с церковно - богословским Преданием. Приведу пример. Профессор Осипов применяет принцип дополнительности Бора в богословии. Стремясь соединить гуманистический апокатастасис с верой в Единую Церковь, он в виде дополнительности изобрел гипотезу о встрече душ умерших с Христом в аду, где Христос и апостолы “катехизируют” эти души и “крестят” их. Здесь “новая церковь в аду” должна стать объединяющим дополнением. Этот принцип вводит релятивизм в догматику, то есть вечные истины делает относительными понятиями.
Отцу Андрею Кураеву я указывал на его модернистические зигзаги. Я также не могу согласиться с его “романтическим” увлечением - воцерковить рок-музыку, как средство для миссионерства.
8. Прошу определить и объяснить Ваше отношение к экуменизму.
Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви.
9. Существует ли благодать у инославных и раскольников?
Начнем с того, что мы подразумеваем под словом “благодать”. Божество трансцендентно (запредельно) миру в Своем существе и имманентно (сообщаемо) через благодать. В Паламическом смысле слова, благодать это действие, энергия, и динамичные свойства Божества. Здесь надо уточнить о каких божественных действиях мы говорим?
В православном богословии различаются несколько действий благодати; а западные схоласты даже насчитывали до 15 видов благодати. Само мироздание и промысл Божий в жизни человека есть также действие Божества. Предваряющая, или призывающая, благодать касается души человека до его обращения к Христу, но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви.
10. Существует ли глобальный религиозный терроризм или это просто выдумка?
В мире существуют разные религии, конфессии и секты, с различными нравственными представлениями, как в принципиальных, так и казуальных проблемах. Я думаю, что кроме тоталитарных и сатанинских сект, отношение к террору у большинства последователей религий отрицательно.
11. Кто самый большой враг Православия сегодня?
Агрессивный либерализм, старающийся разрушить нравственность.
12. Существует ли причащение без исповеди? Некоторые считают, что это „протестантское Православие”, а для других это оправдание придобытия Божей благодати. Ваше мнение?
Думаю, что причащения без исповеди не существует. Разногласие состоит в том, что обязательно надо ли исповедоваться перед каждым причастием тому, кто причащается часто, несколько раз в неделю. В соборных правилах на это указаний нет. Этот вопрос относится не к канонам, а традициям, сложившимся в поместных церквях.
13. Как отличить истину от неистины?
“Церковь – столп и утверждение истины”; все, что не согласуется с Преданием Церкви, оказывается духовной ложью.
14. Демоны в современном мире – какие они и где?
Демоны изгнаны с небес и обитают в поднебесье, на земле и, как в своем царстве, преисподней. Но хуже всего, когда они, через наши грехи, обитают в нас.
15. Сектанты очень модные и таким образом они умеют привлекать новых последователей. Тоже самое и с ню-эйдж движениями. Как Православному быть „модным”?
Мода - это подделка под прихотливый вкус мира, это маски, сменяющие друг друга. Церкви достаточно ее вечной красоты; приобщение к этой красоте делает саму человеческую душу прекрасной.
16. Традиционно наш последний вопрос – Каково ваше пожелание к читателям РЕЛИГИИ БГ?
Желаю, чтобы Болгарская Церковь и народ сохраняли бы, как духовное сокровище, неповторимый язык Кирилла и Мефодия!