Тление и смерть человеческого тела это образ греха, который он носит в своей душе. Но этот трагизм греха вовсе не означает обреченности человека. Христианин должен возвратить себе благодать тем же путем, которым он потерял ее. Святые отцы говорят, что причиной греха Адама была гордость. Гордость лишила человека самопознания. Гордость родила мечтательность – иллюзорное восприятие себя и мира, и уверенность Адама, что он готов взойти на высшие ступени созерцания и стать равным Богу. Гордость лишила Адама самопознания в свете благодати, а во тьме иллюзорных мечтаний он услышал голос демона: «Будешь как один из богов». Адам захотел насильно вырвать у Бога то, что было обещано ему за послушание, и богоподобие превратить в богоравенство. Нам кажется, что глубже всего о падении Адама пишет святитель Григорий Богослов: «Адам потерял рай не только тогда, когда он был изгнан из Эдема, но когда через грехопадение потерял благодать». В душе его открылся другой иллюзорный рай, а на самом деле – преддверие ада. Эти чувства, выродившиеся в страсти, наполнили душу человека, как искры, вылетевшие из преисподней. Адам потерял радость в Боге; и человек ищет наслаждения в удовлетворении своих страстей. Адам видел в запретном плоде талисман, благодаря которому он получит божественную силу; он хотел стать богом через владение внешним предметом. Теперь человек ищет счастья во внешнем. Адам потерял благодать; человек находится в поле собственных страстей. Адам потерял мир в Боге; человек живет в вечном беспокойстве, в постоянной тревоге.
Как бороться человеку со страстями, как приобрести потерянную благодать, не только потерянную праотцем, но постоянно теряемую нами через грехи?
Первым грехом Адама было непослушание. Но это еще не все. Непослушание в Бога превратилось в свой негатив – в послушание демону. Как войти в новый союз с Богом, который восстановил Христос, как войти в этот союз? Условия союза со стороны человека открыты в Евангелии; они воплощены в жизнь Церкви, но само Евангелие учит христианина послушанию: «Принимающий (слушающий) вас Меня слушает; отвергающий вас Меня отвергает» – говорит Христос. Благодать приходит в душу человека только через послушание: послушание Церкви, послушание иерархии и послушание духовному наставнику, которого должен выбрать христианин, чтобы под видом добра не исполнять своих собственных скрытых страстей.
Адам сорвал плод с древа познания добра и зла. Это было первой потерей способности отличать добро от зла. В этом акте зло и добро обменялись своими местами. Теперь человек под влиянием страстей часто смешивает добро и зло, поэтому ему необходим духовный руководитель. Муж апостольского времени святой Ерм в книге "Пастырь" пишет: "...такого руководителя ты найдешь в Церкви". Однако надо знать, что духовный руководитель должен прежде всего помочь нам бороться со своими страстями, найти Бога и себя, а вовсе не разрешать за нас наши мелкие житейские проблемы. Человек должен открывать перед духовным отцом состояние своей души, страсти, мучащие его, разрешать духовные вопросы, а не рассказывать ему о своей мирской повседневной жизни. Отец Савва говорил: "Если я буду решать ваши обыденные вопросы, то стану обывателем".
В послушании духовному отцу важна решимость – отсечь свою волю, а вместе с ней страсти, прячущиеся в нашей самости. А часто бывает по- другому: духовные чада спрашивают у наставника, какой марки швейную машину купить в магазине или какой ремонт делать на даче.
Где продолжительные разговоры, там послушания нет. Для человека, решившегося на послушание, достаточно несколько слов; если он их исполнит, то отсечет свои главные грехи. А если будет подробно расспрашивать и затягивать беседу, то обязательно забудет главное, о чем говорил наставник: схватил слово на лету и иди, исполняй его, а если задерживается на беседе, то значит это слово не дорого для тебя, и ты не хочешь его исполнить. Человек думает, что у него много духовных проблем, которые надо сразу же рассказать отцу, но в духовном плане это не так: реши одну проблему и увидишь, как разрешаться другие, как будто ты отрезал одно звено в цепи, и вместе с ним упали и другие звенья.
Один послушник спрашивал у духовного отца как ему спастись, и услышал слова псалма: «...положи Господи хранение устам моим». Он пришел к наставнику через несколько лет, и когда тот спросил о причине отсутствия, он ответил: «Я учился исполнять заповедь, которую услышал от тебя, и то не могу совершить ее как нужно».
Решимость быть в послушании, говоря очень условно, приближает человека к тому состоянию, в котором находился Адам до грехопадения. Хотя в человеке действуют страсти, но он ощущает мир, радость и близость к Богу, особое чувство легкости, и отсутствие гнетущих забот; к тому же страсти он слышит как бы издалека, приглушено, похожим на голоса из подземелья.
Послушание – это первое условие возвращения благодати. Однако не всякий священник может быть духовным отцом и наставником, а только тот, кто сам прошел путь борьбы со страстями и приобрел духовный опыт. Беда в том, что неопытность в духовных делах проявляется в излишней самоуверенности. Благодать Божия помогает священнику, но не зачеркивает его личности, и тем более не делает его каким-то прорицателем или отгадчиком успехов в мирских делах.
В наставничестве тоже есть своя преемственность, и старцы благословляли далеко не всех, а только некоторых из учеников продолжать их дело. Духовный наставник должен иметь незапятнанное Православие Здесь всякое искажение отразится в видении духовных и нравственных проблем; здесь человек будет воспринимать духовный и душевный мир как бы отраженным в зеркале с кривой поверхностью. Дефекты в вопросе веры сделают как его собственную жизнь, так и жизнь его духовных чад дефективной. У нас есть примеры, как люди с больной психикой, взявшиеся руководить другими, только заражали их бациллами собственных духовных болезней.
Самая распространенная неправильность духовных чад по отношению к духовному отцу это замена послушания стремлением постоянного общения. В некоторых случаях послушание превращают в предлог для встреч и бесед с духовным отцом. Получается не то духовный вампиризм, не то желание удовлетворить свои потаенные отрасти. Здесь духовная любовь заменяется «платонической» любовью с примесью мечтательности и романтики, а самое главное, что такие люди бесцельно отнимают время и силы, и как бы стремятся захватить себе все, что должно принадлежать всем. Где пропадает духовный страх к своему наставнику, там пропадает духовная любовь к нему. Схиигумен Савва показал нам, что от наставника требуется, как необходимое качество, строгость и твердая рука. Некоторые другие наставники также показали нам, что при отсутствии этих качеств около них возникает какое-то поле соперничества и истерии. Поэтому духовный наставник должен, образно говоря, не только отгонять своим посохом демонов от своих чад, но иногда наводить этим посохом порядок среди самих чад. Мы иногда видели жалкую картину: наставник, который, забыв о первородном грехе, действующем в людях, и, проявляя излишнюю мягкость и ласковость, становился сам постепенно послушником своих послушников, особенно послушниц.
Послушание – это явление не только этического и даже аскетического, но также метафизического характера. По учению святых отцов, Адам до грехопадения был облачен в одеяние света, и если можно образно выразиться, послушание на метафизическом плане сшивает этот разорванный светоносный хитон.
Послушание это не только исполнение слов наставника, но состояние души, как готовность к самоотречению, в чем бы оно не проявилось. Поэтому можно быть послушником и внутренним безмолвным послушанием, как в состоянии и решимости своей души. Послушание рождает жажду унижений как очищающего напитка для души. Поэтому об искренности послушания можно судить как послушник относится к обидам и оскорблениям. На первой ступени он смотрит на обиды, как на укусы, которые он молча терпит. На второй ступени он радуется, что получил приобретение. На третьей он чувствует благодарность к своему обидчику, как благодетелю и воспринимает скорби как любовь Божию к себе. В послушании стирается себялюбие, то, что называется самостью, в дурном смысле этого слова, и человек получает большую внутреннюю независимость от мира с его порицаниями и похвалами.
Адам пал из-за гордости; для послушника его духовный отец становится опорой, а гордость привыкла опираться сама на себя. В послушании духовный отец представляется как посредник между Богом и своим духовным чадом, а гордость не терпит зависимости.