Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О логосе Гераклита



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 24/07/2007 | Версия для печати


До нас дошли только разрозненные фрагменты из сочинений Гераклита (их насчитывают от 100 до 150) поэтому вряд ли можно полностью восстановить его учение о логосе. Более того, современники Гераклита и последующие поколения философов, изучавших его труды, отмечают запутанность, несвязность языка Гераклита; кажется, что его книги представляют собой криптограмму, написанную в виде загадок и аллегорий.

Такой великий ум как Сократ, выразился о книгах Гераклита: "Нужен делосский ныряльщик, чтобы в них не утонуть". Поэтому разбирать учение Гераклита также трудно, как идти ощупью в глубокой пещере, где только у входа мерцает свет, а чем дальше – тем более беспросветная тьма. Вся философия Гераклита сотканы из противоречий и алогизмов. Здесь не антиномии ограниченного человеческого рассудка, а принцип борьбы противоположностей, которые Гераклит приписывает объективному бытию. Его диалектика борьбы и тождества противоположностей воспринимается им как главный принцип жизни, движения и развития.

Что представляет собой логос Гераклита? Это свойство первоогня – основы мироздания, который пронизывает божественную и мировую субстанции. Это принцип закона и порядка, но сам закон это война, и порядок – раздор, "вечный спор". У Гераклита все построено на противоречиях, от которых возникает жизнь, - как от закваски вскисает тесто. Это философия парадокса, поэтому Гераклит непоследовательно раскрывает свою мысль, а вещает как делосский оракул, чтобы слушатели сами разгадывали темную глубину его слов. Мир един и множественен: все в одном и одно во всем. 

Вечная божественная субстанция отличается от мировой субстанции, которая зависит от возгорания и затухания первоогня, и, в тоже время, они едины и нераздельны. Видимый порядок и красота космоса основаны на борьбе противоположностей, без которых не существует самого бытия, а затем оказывается, что эти противоречия только мнимости и иллюзия близкой перспективы, а на самом деле они тождественны друг другу. Мир всеедин, но это – единство противоречий, это динамичная борьба полярных сил, поэтому всеединство Гераклита, образно говоря, это единство клубка змей, впившихся друг в друга.

Сам космос у Гераклита то прекрасен, то безобразен: «Лучший из космоса – это мусор, выброшенный, куда попало» (изречение Гераклита, сохраненное Теофрастом). Логос Гераклита это принцип отношений единого – божества и  множественности – мира, а самое главное, принцип тождества противоположностей и увековечивания борьбы. Вместе с тем логос – не абстракция, а некая реальная сила, присущая божеству и открывающаяся миру, но только отчасти, потому что не весь первоогонь – божественная субстанция – переходит в мир и воплощается в материальных стихиях, а некая часть остается сверхкосмической.  Поэтому логос познаваем и не познаваем. Для Гераклита «отец всего – война, а мать – раздор», поэтому логос Гераклита, узаконяющий вечную войну и отождествляющий противоположности, принимает вид оборотня и становится антилогосом.

Логос это гармония хаоса, как сведение противоположностей к всеединству, когда исчезает сама полярность хаоса и логоса, дисгармония и гармония. Для реабилитации логоса Гераклит говорит о внутренней гармонии сокрытой во внешней дисгармонии. Определить логос Гераклита очень трудно. Чтобы определить предмет надо найти и выделить его устойчивые свойства, а у Гераклита устойчивостью не обладает никто и ничто: устойчива только сама изменчивость и свойство теокосмического огня, его ритмические периоды – возгорание и затухание. У бытия нет цели, это процесс перманентной борьбы, но ради чего и для чего – не известно; поэтому логос Гераклита превращается в Протея, обманывающего мир и смеющимся над ним, но от этого смеха у Гераклита текут слезы. Философ Лукиан в своей книге "Продажа жизни" приводит следующий диалог.

Чужестранец задает вопрос Гераклиту, почему он постоянно плачет. Тот отвечает: "Жизнь человека несчастна и полна слез, и нет в ней ничего неподвластного смерти. Настоящее мне не кажется великим, а будущее вовсе печальным – я разумею мировые пожары и погибель вселенной. Об этом я плачу, и еще о том, что нет ничего постоянного; все смешано как в болтушке, и одно и  тоже: удовольствия – неудовольствия, знания – незнания, большое – малое, все перемещается туда – сюда и чередуется в игре вечности (эона)".

- "А что такое вечность?"
- "Дитя играющее, кости бросающие, то выигрывающее, то проигрывающее".
- "А что такое люди?"
- "Смертные боги".
- "А что такое боги?"
- "Бессмертные люди".

Затем Гераклиту задают вопрос, почему он пишет загадками и не разъясняет своих слов. Гераклит гордо отвечает, что ему нет дела ни до кого. В другом месте Гераклит пишет, что один (из постигших его мудрость) больше, чем тысячи тысяч народа, а тысяча тысяч (не понимающих его учение) для него ничто.

Гераклит утверждал: "Я знаю все, а другие – ничего". Но здесь дело не во внешних знаниях и эрудиции, так как сам Гераклит говорил: "Многознание не увеличивают ума", а, очевидно, в обладании какой-то сокровенной, сакраментальной мудрости, которая является главным принципом, лежащем под надстройкой остальных знаний. Этот принцип – сатанинский парадокс о единстве добра и зла, отрицании зла как такового, который стал идейной основой оккультных сект как древности, так и средневековья. Платон в диалоге "Софист" сохранил изречение Гераклита: "Враждебное – всегда в согласии". Оккультные секты, в том числе розенкрейцеры, развивая эту мысль, учили, что добродетели без греха не могут существовать, и только их синтез рождает мудрость, а затем открывали своим адептам, что бог и демон находятся в ладу и гармонии, при этом они беспрерывно меняются своими местами, и, в конце концов, выявляется, что божество и демон – это одно и тоже.

Основоположник неоплатонизма Плотин в своих "Эннеадах", цитирует Гераклита: "Универсум в ладу с собой, когда его части враждуют".  Немезий в трактате "О природе человека" пишет: "Гераклит не различает света и тьмы, дурного и хорошего, но полагает их одним и тем же" (Надо заметить, что ту же мысль выражал известный современный демонист Кроули в своих апологиях сатане). Далее, откровение Гераклита: "Возникновение одного – сеть уничтожение другого; а уничтожение одного – возникновение другого"; значит, жизнь возникает не из жизни, а из смерти: жизнь это дар смерти. Здесь оправдание смерти, оправдание насилий, разрушений и убийств, похожее на некроманию, характерную для диктаторов революций, которые хотели построить утопический "остров счастья" на костях старого мира и удобрить почву для хилиастического сада потоками человеческой крови.  

Учение Гераклита антилогично. Эта мозаичная антилогичность принимает у него форму выпуклого рельефа, поэтому логос Гераклита постоянно превращается в своего двойника – антилогоса. Гераклит подвел под свою диалектику безумную идею тождества противоположностей, не имеющей под собой ни логического, ни фактического подтверждения, где сама истина, добро, зло, добродетель и грех становятся не только относительными (релятивистскими), но и обуславливающими друг друга понятиями.

По Гераклиту материальный мир вечен и временен, так как он, погибая, сменяет свои формы; поэтому логос является не творцом мира, а его управителем. У Гераклита логос создает логосы разумных существ. Он пишет, что душа беспредельна, настолько глубок ее логос, и из самопознания своего логоса  она приходит к познанию мира, который у Гераклита антропоцентричен.

Душа с ее логосом одновременно смертна и бессмертна, по смерти она переходит в воду или огонь, теряя свою субстанцию; однако ее логос, единосущный с божественным логосом, не умирает, а трансформируется в другие виды бытия. Гераклит называет логос "справедливым богом" и "владыкой мира" – "все пребывает согласно Логосу". Как совместить с этим, казалось бы, несовместимые понятия красоты и безобразия, добра и зла, справедливости и преступления?  Здесь Гераклит, чтобы не  сделать бога виновником мирового зла, прибегает к теодицеи бога.

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Православие и схоластика
Трапеза любви
О "мрачном романтизме"
Священное Писание живет только в Церкви
О внутреннем преображении
О теологических кротах
О юридизме в сотериологии
О профанации любви
Вступив в экуменическое движение
Почему модернисты ненавидят схоластику?
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили