Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О любви - 1



Рубрика: О духовной жизниОпубликовано: 13/05/2018 | Версия для печати


Есть слова, благоухающие как цветы; есть слова, чистые как лазурь неба и возвышенные, как снежные вершины гор; есть слова, теплые как лучи солнца; но есть слова, пропитанные дымом ада, – они безобразны и гнусны. Апостол Павел назвал их «гнилыми словами» и заповедовал христианам  никогда не употреблять их. Но существует еще обман и подделка слов, насилие над словами, извращение их смысла, когда уродуют святые и прекрасные  слова, как компрачикосы – лицо ребенка, попавшего в их руки. Одно из таких слов «любовь». 

Обычно, чем многограннее и динамичнее слово, – тем больше смысла может заключаться в нем, тем разнообразнее его семантика. В древних языках понятия и определения любви были более дифференцированы, уточнены и очерчены; а в современных языках они слились воедино, потеряв свою четкость и определенность. Вожделение, страсть, похоть,  привязанность стали безразлично называться любовью. Это дает возможность словесным спекулянтам манипулировать смыслом этого слова, подменять одно понятие другим, а в некоторых случаях делать его  прикрытием для лжи и порока. Такая тонкая и замаскированная ложь более отвратительна и опасна, чем зловонная похабщина, которая может сразу же оттолкнуть человека. 
 
Приведу пример. Теперь становится модным выражение: «Любовь – выше справедливости, закона и нравственных заповедей». Эти звонкие и впечатляющие слова на самом деле имеют омерзительное содержание. Здесь любовь отрывается от нравственности и даже противопоставляется ей. Такое выражение само по себе бессмысленно, как если бы сказать, что голова человека выше самого человека, или пик горы выше горы, как будто вершина висит в воздухе, а не является ее частью. Здесь под видом любви – венца нравственности – хотят уничтожить саму нравственность, оправдать порок и  косметикой слов прикрыть уродство своих страстей. По сути дела, эти шулеры слов подменивают любовь или похотливым вожделением или равнодушием к несправедливости или солидарностью с грехом. 
 
Понятие любви многообразно, но в Евангелии говорится о духовной любви, как о даре и действии благодати, – об особой любви, которая начинается тогда, когда в какой-то мере обузданы страсти и побежден эгоизм. Эта любовь является вершиной добродетелей; она вдыхает в заповедях жизнь, делает их родными для души, но в тоже время проверяется через исполнение законов, самих заповедей и нравственных предписаний. Духовная любовь едина с истиной и правдой. Где возникают противоречия, – там появляется опасность подделки любви. 
 
Господь сказал, что любовь к Богу и человеку – это две высшие заповеди, значит высшие ступени христианской нравственности, это дары божественной благодати за веру и подвиг жизни; а где нарушается правда, – там  не может действовать Дух Святой – Дух истины и источник любви. Апостол Павел в 13-ой главе второго послания к коринфянам, пишет о  свойствах духовной любви; его слова – это гимн любви, и в тоже время – критерий и проверка нашей любви. 

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Ориген и либерализм в Церкви
Об одежде и целомудрии
О догматах и традиции
О литературной дипломатии Остальцева
Беседа с психологом
Каменные цветы
Трапеза любви
О монашеском авангардизме
Метафизика греха
О демонической мистике Востока
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили