Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Мистика - очевидность веры



Рубрика: О ПравославииОпубликовано: 29/04/2006 | Версия для печати


Чем отличается мистика от религии? Мистика представляет собой опыт вечности, ощущения высшей реальности, чувство того, что есть таинственное Существо, Которое стоит над текучим потоком времени, за пределами материального мира и, в тоже время, проникает в эту материальность и высветляет ее. Мистика является, переживанием  таинственной встречи с Тем, Кто неуловим человеческой мыслью, недоступен для телесных чувств, невыразим словом, с Тем, Кто одновременно вблизи нас и бесконечно далек, Кто является в момент встречи высшей очевидностью и, в тоже время, всегда остается непостижимым, Кто ищет нас, но желает, чтобы мы искали Его, Кто является высшим счастьем для человека, но для обладания Им надо отречься от себя и покорить свой дух Ему. Если у мистика спросить, об имени Бога, то он скажет: первое имя – Сущий, а второе – Непостижимый. 

Религия неразрывна от мистики; она обращается ко всей человеческой личности, открывая путь и средства к вечному богообщению. Основа религии – Откровение, которое воспринимается через веру. Религия дает знания, подтверждаемые мистическим опытом. Вера открывает Бога как Личность и определяет условия, при которых конечное может соединиться с бесконечным через озарения божественным светом.

Откровение обращено к трем силам души: к разуму – догматика,  воле – заповеди  и правила Церкви, чувствам – богослужение и молитва. Мистика является ядром или как бы сердцем религии. Без мистики религия распадается: догматика становится философией, нравственность (заповеди) - нормами общественной морали, а богослужение – эстетикой; вне мистики Церковь представляет собой социально-исторический институт.

Без религии (здесь мы имеем в виду Православие) мистика остается субъективным, аморфным состоянием; а так как духовный мир содержит в ceбe духовное зло, концентрированное в падших ангельских существах, то мистика вне религии, или соединенная с ложными религиями, приводит человека к демонизму. Поэтому для нас так важна принадлежность к Православной Церкви - этого высшего критерия духовной истины. Поэтому теософия и экуменизм представляются нам как добровольное разоружение перед силами космического зла и демонической лжи.

Православная мистика основана на чувстве тайны и благоговения перед Создателем мира, а в некотором смысле, - перед Его творениями, в которых мистик видит тень Божества. Мистика неразрывно связана с аскетизмом. Первородный грех, поразивший все человечество, проявляет себя в демонических импульсах и страстях.

Человек - это сочетание добра и зла, возвышенного и низменного, ангельского и демонического. Он в постоянном состоянии внутренней борьбы с самим собой. Он перекресток действующих на его душу темных и светлых сил. Его воля похожа на маятник, который колеблется между двумя полюсами  - добра и греха. Его сердце - драгоценный камень, который он может подарить Богу или отдать сатане. Поэтому для мистика необходим аскетизм и послушание Церкви. Без аскетизма, который укрощает страсти человеческого естества, и без послушания Церкви, как источника освящения, он остается без помощи благодати - этой единственной силы, которая способна обуздать демонические импульсы в душе человека.

Католицизм исказил понятие о первородном грехе, и этим усыпляет человека. Он свел к минимуму аскетизм, оставив его достоянием только очень немногих монашеских орденов. Протестантизм, обычно смотрит на аскетизм как на патологию. Католицизм разрушил стены аскетики, а протестантизм унес оттуда последние камни для строительства мирских жилищ. Он заменил аскетизм другими понятиями: умеренности, бережливости и порядка. В католицизме и протестантизме мистика уничтожена или деформирована. В одних случаях ее заменяет морализм, в других – она приобретает оккультный характер. В наше время становятся популярными различные оккультные течения и школы.

Человек, потерявший или деформировавший свое мистическое чувство, сводит религию к морали, и поэтому никак не может понять, какая разница между Православием, католицизмом и протестантизмом. Они мыслятся ему, как исторические традиции, и он возмущается, почему христианские конфессии, а затем все религии, не соединятся друг с другом на основе общих нравственных принципов. Веру в Православие, как единственную возможность истинного, благодатного богообщения, он считает дефицитом любви к людям, конфессиональной гордыней, обскурантизмом, а в некотором случае, злоумышлением против человечества. Если ювелир не может видеть различия между драгоценными металлами или камнями, и утверждал бы, что они одинаковы, то его назвали бы профаном. Высшее знание ювелира проявляется в умении различать свойства материалов и определять их ценность.

Если человеку все предметы кажутся окрашенными в один цвет, то это говорит не о широте взгляда, не о зоркости глаз, а о болезни зрения. Если человек заявил бы, что между философскими системами нет разницы, а что все они совпадают в главном, то его назвали бы невеждой, незнакомым с различными философскими постулатами. А здесь мы утверждаем одно, что без мистики нельзя понять и оценить православную веру, что человек, лишенный мистики будет не православным, каким он считает себя, а теософом или рационалистом православного обряда.

Невозможно без мистики и аскетизма почувствовать реальность  православных догматов, а без исповедания догматов и участия в церковных таинствах стяжать богатство мистиков - Фаворский свет. Лжемистик видит перед собой отблески адского пламени, которые манят и ведут его душу в непроницаемую тьму. Поэтому для нас Бог – Жизнь жизни и Свет света,  Православие - таинственный Синай, где Божество является человеку, вера – высшая истина, а мистика – очевидность веры.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Метафизические корни трёх страстей
За что Господь нас терпит?
О болезнях диспута и дискуссии
Дева - Апостол
В преддверии метафизической ночи
Каменные цветы
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Луч духовного света
Эхо черной мессы
О тайне искупления
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили