Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Мятущаяся душа



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 02/05/2013 | Версия для печати




Юноша спросил:
– А разве выбирая духовного отца нельзя ошибиться и волка принять за пастуха?
Духовник ответил:
– Конечно, можно натолкнуться на неопытного и даже порочного наставника, как больному – на невежественного врача. Но, по моему мнению, это происходит по Божьему попущению за лукавство человека и испорченность его сердца, который не оценил бы истинного наставника, как путеводителя к Небесному Царству. Если человек будет не хитрить, не выбирать старца по своим страстям, то есть потаковщика своим грехам, то Господь укажет ему на истинного путеводителя к спасению. А если ученик в сердце своем будет допускать тьму лжи, не исправлять жизнь, а только укрываться за спиной старца и тщеславиться именем наставника, то на нем исполнятся слова Священного Писания: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». За лукавство он отпадет от своего старца и, так как подобное тянется к подобному, он вместо путеводителя найдет духовного слепца, вместе с которым упадет в яму. Самое главное в духовной жизни – стараться быть честным перед Богом, духовным отцом и своей совестью.

Юноша сказал:
– Вы говорили, что для послушания нужно разувериться в себе и понять свою немощь. Со временем я вижу себя все более грешным, осознаю и чувствую свою беспомощность.

Духовник ответил:
– В какой-то мере может быть и так. Но на самом деле, вы не осознаете себя действительно грешником. Вы сами сказали, что ропщете на тех, кто как будто забыл о вашем существовании, значит, вы считаете, что они до сих пор не увидели и не оценили ваших достоинств. Где познание своих грехов – там нет ропота. Истинное покаяние не позволяет человеку смотреть на чужие грехи, ему некогда рассматривать их, он видит корни всех грехов в собственной душе.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что его жизнь – это свидетельство о неизреченной милости Божией, Который терпит такого грешника, как он. Когда человек видит свое внутреннее состояние и змей, обитающих в глубине душе, то удивляется, как земля и небо могут выдержать тяжесть его грехов и как он еще живым не проваливается в преисподнюю. Если у матери умер ребенок, то она не отойдет от его гроба, чтобы оплакивать других мертвецов. Она будет поглощена своим горем и видеть только его труп. Когда человек находится в послушании, то он чувствует, что старец помогает ему нести тяжесть грехов и взывает к Богу как в древности Моисей: «Или помилуй этот народ или умертви меня вместе с ним».

Послушание похоже на восьмое таинство: нужно испытать, чтобы почувствовать его силу. Тот, кто решился отсечь свою волю перед духовным отцом, подобен человеку, который блуждал в непроходимом лесу и вдруг нашел дорогу, или слепому, который внезапно прозрел и радуется свету солнца. Такую радость может испытать только истинный послушник.

Юноша спросил:
– Неужели нельзя спастись без послушания, стараясь только исполнять евангельские заповеди?
Духовник ответил:
– Монахам, живущим в монастырях, без послушания спастись почти невозможно, так как они при постриге дают обещание быть в послушании у игумена и скрепляют эти слова клятвой. А для мирян такое всецелое отсечение воли не обязательно, но посильное послушание желательно. Само благоразумие велит проводить духовную жизнь с помощью и под руководством наставника – ведь трудно овладеть профессией или ремеслом самому, без учителя, пользуясь только книгами. Человек, отсекающий свою волю, получает способность бороться с грехом на уровне мыслей. Такой самоотверженный послушник, будь то монах или мирянин, как на крыльях летит к Богу.

Человек, не имеющий такого послушания, но прислушивающийся к советам более опытных в духовной жизни, подобен страннику, который идет по узкой дороге, перерезанной рытвинами и усеянной острыми камнями: он падает, но встает снова и продолжает путь. А человек, отвергающий духовную помощь и надеющийся на себя самого, уже не идет, а ползет по острым камням и колючкам, обливаясь кровью; его участь неизвестна: в чем застанет его смерть, в том будет судить Бог.

Отцы древних времен могли дерзновенно сказать ученику: отдай мне свою волю, и я возьму на себя твои грехи перед Богом. Это значит: распни свою волю, взойди на крест самоотречения, и за этот подвиг я готов быть распятым за тебя и ответить за твои грехи на Страшном суде.

Юноша спросил:
– А почему теперь нет таких старцев?
– Потому что уже нет таких послушников – ответил духовник. – В своей молодости я еще застал духоносных старцев. У них как будто были ученики, их окружал народ, но они оставались одинокими при жизни и умерли, не оставив после себя преемников, которые могли бы занять их место. В наше время еще есть духовно опытные старцы, но они предпочитают скрываться от людей, зная, что их не будут слушать, а неисполненные благословения и советы обратятся в грех и преткновение для тех, кто вопрошает без намерения исполнить, а только из любопытства или испытывая старца. Неисполненное слово похоже на огонь, который не озаряет путь, а обжигает руку, взявшего его. Но если у человека в сердце есть действительное намерение и желание быть в полном послушании, то сама благодать откроет ему старца, как царя в нищенском одеянии.

Юноша спросил:
– Еще раз разъясните мне подробнее о неправильных отношениях между учителем и учеником, а то боюсь ошибиться в этом важном для меня вопросе.

Духовник ответил:
– Я уже говорил, что, прежде всего, проблема в самом послушнике и в чистоте его намерений. Если человек действительно захочет иметь послушание ради Христа, то благодать Божия предостережет его и отведет от лжестарца. Его душа почувствует что-то чужое и мрачное под внешним благочестием такого наставника, хотя бы начитанного и красноречивого, – само сердце сожмется как от холода в предчувствии опасности. Истинному добру Господь не попустит погибнуть.

Существует еще один вид ложного послушания, которое можно назвать «комфортным» – продолжал духовник, – оно внешне привлекательно, но бесплодно. Это выборочное послушание. При этом советы духовного отца, которые не противоречат тайным страстям и воле ученика, тот охотно исполняет, а те, которые хотя неприятны для него, но не требуют внутреннего изменения жизни, он прямо не отвергает, но исполняет внешне и халатно, как бы скорее отделаться от них. Если же послушание требует умерщвления страстей – змеев, которые гнездятся в душе человека, – то начинается глухая борьба между учеником и духовным отцом. Чаще всего жалкую победу одерживает ученик, не понимая, что это его духовное поражение. Особенно, если старец требует бороться и противостоять главной страсти, с которой сроднилась душа ученика, тогда наставник в его глазах становится врагом. Но, если обмануть и обвести вокруг пальца старца не удается, то ученик ищет предлога, чтобы уйти от него.

Надо отметить еще одно состояние ученика, которое делает его недоступным для врачевания старцем. Он скрывает свои главные страсти и привязанности, прячет от врача свои раны и гнойные язвы, и они начинают гнить в его душе все больше и больше. Ученик знает, что старец не благословит ему следовать своим страстям (например, дружбу, которая может кончиться блудом), постарается отсечь их причины, а это кажется ученику невыносимо болезненным, как будто из его тела хотят вырвать куски живого мяса. Его отношение к старцу превращается в сплошную ложь.

Старец обычно чувствует, что ученик не искренен с ним, прячет свою душу, но бессилен сделать что-либо и предпочитает меньше общаться с таким человеком. Для мирянина скрытность и обман духовника – тяжелый грех, подобный греху Анании и Сапфиры, которые пытались обмануть апостола Петра; а для монаха – грех Иуды, который за сребреники продал Христа и свое спасение. Поэтому послушание не только многое дает, но многое требует от человека: оно ведет в Царство Небесное, но по мосту, протянутому над адом.  

Юноша спросил:
– Что мне надо сделать, чтобы исправить свое внутреннее состояние и найти правильный путь к спасению?
– Вам надо начать воцерковление – ответил духовник.

Собеседник удивился и сказал:
– Я никогда не отходил от церкви, пою и читаю на клиросе, редко, когда пропускаю воскресные богослужения, никогда не сочувствовал расколу и не посещал еретических общин и по мере сил стараюсь исполнять заповеди. В каком смысле мне надо воцерковиться?

Духовник ответил:
– Воцерковление происходит на двух уровнях: ума и сердца. Вы приняли Православие умом. Но, чтобы включиться в сакральную жизнь Церкви, надо принять ее сердцем. Воцерковление – это уподобление Христу через благодать.

Страницы:  1  2  3  4 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О догматах и традиции
Богословские фантазии
О мистической красоте церковного языка
Православие и схоластика
Действительно ли в аду хорошо?
Еще раз об опасностях модернизма
«Сатана там правит бал»
Мятущаяся душа — 3
Нуждается ли Осипов в искуплении?
Суламита и Хирам
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили