4. Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий – и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана – сохранить Православие, в то время, как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?
Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (6в.) в книге «История готфских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.
Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от 8 века вплоть до 19-го столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.
5. Святого Георгия, как своего собственного святого, почитают многие народы – и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские – он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?
Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики и не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое видением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге. Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.