Невозможна общая молитва между теми, что почитает Пречистую Марию как Матерь Божию и Деву и теми протестантскими сектами, которые считают ее буквально женой Иосифа и матерью его детей. Невозможна общая молитва между теми, кто обращается к ходатайству святых, и теми, кто считает, что Небесная Церковь во время наших молитв безмолвствует. Невозможна общая молитва между теми, кто почитает святые иконы как знак реального присутствия Небесной Церкви в земной Церкви и их онтологического единства, и теми, кто отвергает иконопочитание, и этим самым пролагает пропасть между духовным и материальным, отрицает символические аналоги между видимым и невидимым мирами.
Икона - свидетельство о вочеловечевании Сына Божьего; а отрицание Его видимого образа является шагом к докетизму. Не может быть общей молитвы между Церковью, где присутствует благодать и еретическими безблагодатными общинами, где действие Духа подменяют эмоции и субъективные переживания душевного уровня. Не может быть общей молитвы между членами Церкви - членами мистического Тела Христа Спасителя, и раскольниками, которые отвергают Церковь. Общая молитва - единство молитвы, возможна только в самой Церкви, где Дух Святой молится вместе с людьми, Своими таинственными глаголами.
Представители конфессий в духовном плане представляют собой разрозненную, расчлененную и дистанцированную друг от друга толпу. Они могут только внешне имитировать единство, но их собрания будут не общей, а синхронной молитвой, основанной на секуляризованной гуманистической сотериологии, которая не считается ни с канонами, ни с традицией, ни с историей Церкви, которая видит единство не в Боге и истине, а в человеческой солидарности, т.е. в ветхом Адаме. Молитва должна быть выражением единой веры и единого упования. Для всех конфессий, входящих в ВСЦ, такого единства - догматического и сотериологического - реально не существует, оно содержится только в программах и проектах экуменистов. Какое здание может быть выстроено на развалинах церковных канонов? Мы можем ответить: новый теософский пантеон.
В 42-ом пункте предлагается "проводить конфессиональные и межконфессиональные общие молитвы. ...Конфессиональная молитва предлагается как дар собравшимся со стороны какой-либо определенной делегации участников, даже если дух молитвы предлагается разделить всем собравшимся".
Участие и даже присутствие на еретическом служении запрещены канонами. А вообще смотреть на чужую молитву - этот интим души, глазами постороннего наблюдателя, как предмет для любознательности, по нашему мнению, не этично. Какой "дар" может получить православный, присутствуя на таких собраниях, которые Святые Отцы называли "сборищами"? - Потерю православного духа, ответственности перед церковными канонами, т.е. чувство ложной эмансипации и свободы от постановлений и правил Святых Отцов.
Православные не имеют права служить литургию для ознакомления с ней еретиков. Литургия - это не показное зрелище и не наглядная демонстрация Православия, это сакрал и внутренняя жизнь Церкви, для участия в которой требуется внутреннее приготовление и принадлежность к самой Церкви. Древний чин литургии верных указывает нам на то, что люди, еще не принявшие крещение, а также находящиеся под особыми духовными епитимьями, должны были покинуть литургическое собрание. Тем более недопустимо было присутствие, как пассивное соучастие, еретиков в литургии. А теперь на экуменических собраниях "литургия" служится наравне с молитвенными чинами еретиков.
Баптисты показывают присутствующим свои молитвенные собрания, пятидесятники - свои и т.д., а между ними на равных правах в свою очередь совершается программно отмеченная литургия, и все это с целью взаимной информации, как перед зрителями на сцене. Литургию можно понять только через Дух Святой, обитающий в Церкви, и через участие в таинстве крещения. Служение литургии для любознательности иноверцев - это профанация и дискредитация самой литургии.
Что же касается межконфессиональной общей молитвы, то о недопустимости ее мы говорили уже выше. Это пляска на пепелище разрушенных и сожженных канонов, которые являются правовым основанием Церкви. Но рассмотрим содержание этих экуменических молитв, что они представляют собой. Через все эти искусственно составленные и пригнанные к какому-нибудь событию молитвы проходят лейтмотивом мысли о том, что все без исключения Церковь и конфессии - повинны в грехе разделения, как в грехе гордыни, и мы должны исправить эту ситуацию. Здесь
Православная Церковь признается соучастницей в грехе разрушения древнего единства (хотя такое единство вряд ли существовало когда-либо), и православные участники бросают тем самым клеветнические обвинения в лицо своей собственной Церкви, - обвинения в многовековом ослеплении, конфессиональной гордыне. Значит апостол Иоанн и докеты повинны в грехе разделения, при том Иоанн Богослов повинен больше, как инициатор отлучения докетов. Значит святой Афанасий Великий и Арий были одержимы демоническим духом гордыни и рассекли мечом взаимного отлучения членов Церкви - Тело Христа - друг от друга. Значит святой Кирилл Александрийский и Несторий проявили взаимную неприязнь, нетерпеливость и превозношение, и вместо того, чтобы найти общий приемлемый для всех язык, повернулись друг другу спиной и пошли по разным путям церковной истории. Значит преподобный Иоанн Дамаскин и царь Лев Иссаврянин страдали оба дефицитом любви, вроде злокачественного малокровия, и взаимно воздвигли преграду между Православием и будущим протестантизмом.
В общем, православные экуменисты на межконфессиональных молитвах должны каяться в том, что Церковь сохранила истину и просить прощения за православных о том, что они не объявили себя едиными по существу с баптистами или кальвинистами. В общем, православные должны хныкать о том, что Церковь анафематствовала ереси, а затем с умиленными лицами выражать надежду, что это историческое "безобразие" будет преодолено совместными усилиями, и мы соединимся.
Центром общественной молитвы, т.е. литургики для православных является евхаристия и совместное причащение Тела и Крови Спасителя. Это признает Специальная Комиссия.
В 43-м пункте написано: "Для некоторых Церквей молитва с христианами, не принадлежавшими к их традиции, не только проблематична, но считается невозможной".
Однако на фотографиях мы видим именно такие общие молитвы. Но в данном случае под молитвой подразумевается совместное участие в евхаристии, на что православная сторона, слава Богу, не решилась. Но и здесь экуменисты питают надежду, что практика общих молитв будет способствовать "определенному прогрессу". Так что интерконфессиональное участие в таинствах рассматривается как реальная, хотя и отдаленная перспектива.
В пункте 45-ом сказано: "Общая молитва на собраниях ВСЦ должна быть результатом серьезного и взвешенного планирования, и никак не задачей, которую можно решить между делом".
Значит общей молитве отводится первостепенная роль. Для экуменистов она не средство к предполагаемому объединению конфессий, а свидетельство о уже существующем внутреннем единстве, которое должно рано или поздно стать видимым единством.
В 52-ом пункте говорится: "После учреждения Специальной Комиссии Исполнительный Комитет ВСЦ создал особую исследовательскую группу для изучения вопросов членства и представительства и разработки рекомендаций".
Мы опять вернемся к вопросу о недопустимом с православной точки зрения положении - о членстве Православной Церкви или поместных церквей в какой-либо организации. При таком подходе дела сама Православная Церковь мыслится как более узкая организация, становящаяся частью более широкой. Это профанация самого понятия "Единой Церкви". При этом Церковь перестает мыслиться как живой организм, Главной которой является Христос, а переходит в разряд человеческих организаций, обществ и союзов.
Здесь теряется метафизическая бесконечность Церкви, безграничный, не по числу ангелов и святых, входящих в нее, а по благодати Божией - модальности Абсолюта и по неразрывности Церкви с ее Главой - Сыном Божиим, Абсолютом, Который наполняет Собой все, не ограничиваясь ни чем.