О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
Григорий Богослов вовсе не считал Крещение детей необязательным и не питал ложной надежды, как г-н Осипов, на неведомое Церкви посмертное Крещение для тех, кто не принял его при жизни.
Господин Зайцев утверждает, что Крещение младенцев это только "внешнее освящение", но св. Григорий Богослов рассуждает по-иному: "У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу" <сноска: Там же.>
Похоже, что г-н Зайцев упрекает меня в католицизме для того, чтобы незаметно провести протестантскую мысль о ненужности Крещения младенцев, а так как подобные господа редко говорят прямо, то он подготовляет внимание своих читателей рассуждениями о том, что такое Крещение ущербно, так как ребенок не может встретить его "всречным движением свободной воли" и для младенца оно остается "невоспринятым Божиим даром".
Однако самым важным документом, относящимся к Крещению младенцев, мы считаем постановление Карфагенского собора 418 года, который вошел в число соборов, названных каноническими, постановления которых обязательны для всей Православной Церкви.
"Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерей утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть: так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5, 12) подобает понимать не иначе, разве как всегда понимала кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по всему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою соделовать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через новое рождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения" <Правило 124>.
Карфагенский собор устами его Отцов говорит, что отвергающий нужду в Крещении младенцев подлежит анафеме, даже больше,- он уже произносит над таковым анафему. Но г-н Зайцев, по-видимому, считает, что в аду есть комиссия, которая анафемы снимает.
Постановления Вселенских и поместных соборов и правила Святых Отцов, вошедшие в правило Церкви, являются важнейшей частью священного Предания. Вероучительные книги, богослужение и традиции проверяются через сравнение с постановлениями этих соборов; они не могут быть упразднены или заменены другими постановлениями, особенно вероисповедального и вероучительного характера. Если бы мы имели только одно это правило Карфагенского собора о необходимости Крещения младенцев, огражденное анафематизмой против тех, кто его не принимает, то этого было бы достаточно для подтверждения и свидетельства, что таково учение всей Церкви, принявшей в свое законодательство правила Карфагенского собора. Если бы даже некоторые Святые Отцы вошли в разногласие с правилами канонических соборов, то надо было бы отдать предпочтение собору, в данном случае Карфагенскому собору.
Далее г-н Зайцев упрекает меня в "преднамеренной софистике". А именно, он не согласен с тем, что нельзя быть в раю тем, кто не стяжал внутреннего рая в душе и что ветхозаветные праведники, находящиеся в аду, не были в огненной геене вместе с грешниками и злодеями.
Знает ли г-н Зайцев, что означает слово "софистика"? Если да, то почему он отказывает в удовольствии себе и читателям поймать меня в софистике, а только приклеивает это слово как ярлык на спину. Если же это слово остается для него туманным и неопределенным указанием на что-нибудь плохое, то позволю обьяснить или напомнить ему, что софистика - это рассуждение, основанное на сознательно построенных логических ошибках, употребленных для доказательства заранее поставленных целей. Почему-то г-н Зайцев не пытается вскрыть логические ошибки в моих умозаключениях, а сам совершает логическую ошибку, подводя "итог из ничего".
Затем г-н Зайцев пишет о "преднамеренной софистике." А позвольте спросить, какая софистика бывает непреднамеренной, ведь сама по себе она является искусственным приемом - имитацией логики? Привычку ставить оценки, не утруждая себя доказательством, я назвал бы "синдромом старого экзаменатора".
Господин Зайцев упрекает меня, что я пытаюсь решать вопросы, "не исходя из целостного контекста, а с помощью малоубедительных силлогизмов". Слова "малоубедительные силлогизмы", на наш взгляд, представляются малограмотными. Силлогизм - это логическое построение, он может быть правильным и неправильным. Если он правильный, то заключение его истинно, значит он объективно убедителен; если он неправилен, то заключение его ложно, значит о убедительности говорить не приходится. Слово "малоубедительный" может подходить к аргументу, а не к силлогизму как логическому построению. Это такая же филологическая и логическая беспомощность, как если бы сказать "малоубедительный закон".
Почему же г-н Зайцев все-таки не захотел на конкретных примерах показать "неправильность" многих силлогизмов, тем самым не декларировать, а доказать их ложность? Наверно г-н Зайцев считает, что в этом отношении достаточно поверить в его эрудицию или в его честное слово, а не "сушить мозги" аристотелевскими хитростями.
Далее г-н Зайцев продолжает: "А свт. Григорий Богослов, как известно, допускал возможность посмертного спасения через ад или, как он сам выражался, посредством крещения в огне для тех людей, которые умерли вне границ исторической Церкви: "Может быть, они будут там крещены огнем - этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха".
Теперь обратим внимание на то, как г-н Зайцев исходит из "целостного контекста" учения "самого святителя" (Григория Богослова). Св. Григорий Богослов в слове "На святые светы явления Господне" обличает лжеучение раскольника Новата, который произвел великий соблазн в Церкви тем, что считал, что чистота Церкви может быть соблюдена только при вечной анафеме грешников - отсечении от Церкви людей, впавших в тяжелые преступления.
Учением о неисцеленности грехов Новат лишал грешников надежды и приговаривал их к духовной смерти, как бы живыми посылая в ад. Такое учение могло привести грешника только к одному исходу - отчаянию, которое является хулой на Духа Святаго. Последователи Новата считали себя чистыми (катарами) и превзошли в духовной гордыне древних фарисеев; поэтому св. Григорий Богослов на примерах Священного Писания показывает гибельность и демоническую жестокость этого учения, превратившегося в человеконенавистническую секту. Здесь св. Григорий Богослов употребляет свойственную ему гневную иронию, он говорит, обращаясь к Новату: "Как блаженна была бы твоя высокость, если бы она была чиста, а не надменность, дающая законы неисполнимые для человека, и исправление оканчивающая отчаянием!"
Святитель Григорий называет учение раскольничьей секты "человеконенавистничеством Новата". Он продолжает: "Никто из вас (новациан), хотя бы и слишком на себя надеялся, да не дерзнет говорить: "Не прикасайся ко мне, ибо я чист (Ис. 65, 5); и кто чист, как я?" Сообщите и нам такой светлости".
Неужели г-н Зайцев не понимает, что свт. Григорий Богослов не просит у Новата частицу его "чистоты и светлости", а иронически говорит о безумной гордыне этих раскольников. Далее св. Григорий Богослов продолжает: "Докажи мне свою чистоту, и я одобрю твою жестокость. А теперь опасаюсь, не потому ли доказываешь неисцельность, что сам покрыт весь ранами".
Какая участь может постигнуть противника Церкви, безумного гордеца, ерессиарха (имеется в виду нравственная ересь), ввергающего грешника в отчаяние, безнадежность - в этот грех Иуды? Ответ может быть один - вечное отвержение от Христа. Об этом говорит св. Григорий Богослов: "Итак сии (новациане) если хотят, пусть идут нашим путем и Христовым; если же нет, то своим", т.е. путем от Христа, так как основой этого раскола является гордыня - дух сатаны, неисцелимый в вечности.
Святитель Григорий Богослов метафорически говорит о вечных муках, которые ожидают их, с разящей иронией, в которой звучит не насмешка, а скорбь о погибели человеческих душ: может быть, она оставит какой-нибудь след на каменном сердце гордеца. Эта ирония похожа на жало, которым святитель хочет пробудить грешника, погруженного в свои гордые и темные сновидения.
Далее св. Григорий продолжает: "Может быть, они (новациане - архим.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|