Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Неужели он никогда не имел в руках ни учебника по церковному праву, ни пастырского богословия, ни православного типикона, который был собран и составлен в Иерусалимском и Константинопольском монастырях и употребляется во всей Церкви? И сам этот типикон имеет своей основой церковное Предание, ведущее начало от апостолов в своих главных частях.
Итак, г-н Зайцев считает, что моя вера в единую Церковь, которая есть Тело Его (Христа - архим. Рафаил), полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1,23), в Церковь, существующую в двух аспектах - на земле и на небе - и соединенных вместе одной благодатью Духа Святого, так что в небесную Церковь можно войти только через земную Церковь, является необоснованной "догадкой", богословским неологизмом, не имеющим никакого основания, моим личным изобретением, и заявляет, что мое убеждение в том, что вне земной Церкви нет пути к спасению - какая-то антиправославная и антицерковная провокация. Употребляя манеру речи г-на Зайцева, я могу сказать, что эти голословные и популистские утверждения доказывают только одно: глубокую зависимость г-на Зайцева не от Ансельма и Фомы Аквинского, а от Ильфа и Петрова, так как он взял для себя эталоном полемиста Остапа Бендера с его невозмутимостью (я воздерживаюсь от слов "наглой невозмутимостью").
Далее г-н Зайцев продолжает: "Получается, что архим. Рафаил в очередной раз самочинно решает, чему Православная Церковь учит, а чему нет, не считаясь ни с авторитетом древних Отцов, ни с авторитетом подвижников недавнего прошлого".
Во-первых, я должен повторить, что вырванные цитаты ничего не доказывают. Свидетельства Святых Отцов - это общий взгляд всех или большинства Святых Отцов, а не отдельные подтасованные фрагменты. А во-вторых, куда г-н Зайцев девал диаметрально противоположные свидетельства, или их не существует? Куда он девал богословские сочинения XVIII и XIX столетий, неужели он послал их в архив вместе с "символическими книгами"?
Что значит фраза "...получается, что архим. Рафаил в очередной раз самочинно..." и т.д.? Похоже, что у г-на Зайцева ничего не получается, и он желаемое выдает за действительное. Непонятно слово "самочинно". Разве, как священник, я не обязан хранить, а если нужно, защищать Православие? Если г-н Зайцев, будучи мирянином, отстаивает свою точку зрения, то почему он при этом твердо верит, что я поступаю "самочинно", а он "благочинно"? Г-н Зайцев ссылается на Святых Отцов также голословно и беспардонно, как Остап Бендер на медицину.
Я уже говорил, что он приписывает мне совершенно неприемлемую для меня мысль, что некрещеные младенцы будут в геенском пламени - там, где сатана; приписывает с целью произвести психологический эффект. Это похожее на прием Остапа Бендера, который, патетически вспоминая о сожжении Джордано Бруно, пугал Козлевича тем, что и его могут сжечь кзендзы.
Что же касается ссылок г-на Зайцева на авторитет Святых Отцов и подвижников нашего времени, то это недалеко ушло от "латинских глаголов несклоняемой формы", которые процитировал Остап Бендер перед своими слушателями (после чего они прониклись доверием к его учености). Господин Зайцев повторил доводы Бендера, только, оговорюсь, он все же не процитировал неспрягаемые глаголы в своей брошюре, чтобы не засорить свой язык латинизмами, а также, видимо, потому, что считает глаголы неспрягаемой формы изобретением Фомы Аквинского.
Далее г-н Зайцев в подтверждение своих слов цитирует св. Феофана Затворника и епископа Феофана (Быстрова) об участи некрещенных младенцев. Оба советовали ограничиться тем, чему учит Церковь, и не допытываться о том, что мы узнаем в будущей жизни. Надо сказать, что цитаты взяты из переписки святителей, где они хотели утешить скорбящих по поводу смерти некрещенных младенцев но в то же время не обольщали их ложной надеждой. Остроумный г-н Зайцев из слов "не знаю" ухитрился сшить себе рубаху.
Приведем письмо арх. Феофана (Быстрова):
"О евреях и о воспитании детей
Многоуважаемая М. А-на!
Постараюсь ответить на Ваши вопросы, как могу. Бывают и среди евреев хорошие люди. Но и хорошие и дурные из них - все враги Христовы: одни сознательно, а другие бессознательно. Поэтому молиться о них, как о христианах, нельзя. Но можно молиться о просвещении их светом евангельской благодати и о даровании достойным из них физического благополучия. Житейское общение можно иметь с ними, но осторожно. По одиннадцатому правилу VI Вселенского Собора, христианам нельзя лечиться у евреев и брать у них подарки.
Что касается воспитания детей, то нужно при воспитании их избегать крайностей: и не раздражать их излишней суровостью, и не распускать излишней добротой. Любовь должна проявляться в отношении к ним в доброте, когда они того заслуживают, и в строгости, когда доброта на них не действует. Только нужно всегда иметь в виду, что строгость не есть раздражительность. Раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия, строгость же направляется против порочных наклонностей дитяти.
Наконец, спрашиваете Вы: что будет с умершими младенцами еврейскими и вообще с евреями? Нам не открыто это, и потому достаточно нам только веровать, что будет с ними так, как этого требует Божественная любовь и Божественная правда. Когда о вопросах подобного рода размышлял прп. Антоний Великий, ему не было открыто ничего по существу этих вопросов, а только сказано было свыше: "Антоний! Себе внимай!"- то есть позаботься о своем собственном спасении, а спасение остальных людей предоставь Промыслу Божию, который неполезно тебе знать в настоящей жизни. Этим откровением нужно ограничиваться и нам в пределах нашей земной жизни.
Желаю Вам всякого благополучия от Господа. Ваш искренний благожелатель,
Арх. Феофан.
София. 1929. III.5." <Сноска: Духовник Царской семьи. Феофан Полтавский, новый Затворник. М. 1996.>
Мы приводим полный текст данного письма, чтобы показать читателям, что дух и общая мысль его не только не отвечает позиции г-на Осипова, который ссылается на него, но противоположно его концепции о спасении некрещеных младенцев, чья вечная участь, как следует из письма, не может быть одинакова с участью умерших крещеных младенцев, являющихся наследниками небесного царства и причастниками благодати.
Из видения инока Григория в житии прп. Василия Нового следует, что некрещеные младенцы не спасаются (Господь отсылает их от Себя на запад), но получают некоторое утешение. В этом отношении архиепископ Феофан уговаривает свою духовную дочь не вдаваться в точное исследование места, куда попадут эти младенцы, но нигде не делает даже намека о возможности их спасения.
Надо сказать, что архиепископ Феофан (Быстров) до конца своей жизни каялся в том, что, будучи духовником Царской семьи, допустил в своем высоком служении ошибки, которые имели тяжелые последствия как для дома Романовых, так и для Российской Империи. Так что ставить его наравне со Святыми Отцами было бы, выражаясь языком г-на Зайцева, самочиннием.
Вызывает недоумение также вопрос, который был задан архиепископу Феофану (Быстрову) адресатом его письма: "Что будет с умершими младенцами еврейскими и вообще с евреями?"
Непонятно, почему евреи были выделены в особую группу и какие для этого были основания. На наш взгляд, долг архипастыря был бы объяснить адресату, что с евреями и их младенцами, разумеется мы говорим о новозаветном времени (а не манипулируем терминами "Новый Завет" и "Ветхий Завет", по примеру г-од Осипова и Зайцева), будет то же самое, в смысле их вечной участи, что и со всеми, не получившими Крещение.
Национальность не является ни признаком элитаризма, ни признаком отвержения. Хотя в некоторых богослужебных книгах (Постная Триодь, служба Страстной Седмицы) говорится о евреях как о силе, противящейся Христу, но здесь подразумевается не народ и национальность (сами апостолы были евреями), а "слепые вожди" - фарисеи и садукеи - с их учениками и последователями, объединившиеся в ненависти к Христу.
Характерно также, что в ряде ирмосов евреи времен Моисея и вавилонского плена служат синонимом монотеистов, противопоставляемых языческому миру. Надо отметить, что в богослужебных книгах слово "эллин" употребляется нередко как идолопоклонник (например "элилинская лесть"), но из этого нельзя вывести заключение, что авторы богослужебных текстов были грекофобы, тем более, что значительная часть их были по национальности греки.
Поэтому, на наш взгляд, ответ архиепископа Феофана (Быстрова) должен был быть дан в более широком ракурсе: кто оказался с Христом, кто без Христа, а кто против Христа.

Страницы: ◄ 40    41424344454647484950    51 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили