О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
Аборт из гнусного и мерзского греха, который убивает тело и оставляет невозрожденной душу, лишает младенца земной жизни и омрачает его вечное бытие неискупленным первородным грехом, становится неслыханным в Церкви способом сделать душу убитого эмбриона или плода выше, чем у святых в раю, то есть выше подвижников - этих добровольных мучеников; страдальцев, избравших пытки и смерть ради верности Христу; святителей, доблестно защищавших Православие от еретиков.
Значит мать-убийца, которую в народе называют душегубицей, в представлении г-на Зайцева и его учителей становится производительницей святых, которые выше всех обитателей неба, следовательно аборт является самой большой милостью для ребенка. Если бы он остался живым, то перед ним лежало бы два пути, и неизвестно, который бы он избрал: если бы даже он избрал путь Христов и стал бы святым, то не достиг бы такой степени блаженства, как если бы он умер после рождения некрещенным или его обрекла бы еще во чреве на смерть собственная мать.
И эта апология аборта преподносится нам как истинное Православие, как мнение Святых Отцов; иначе зачем бы цитировал г-н Зайцев песнопения прп. Ефрема Сирина в своей интерпретации? Вообще надо сказать, что гимнография имеет свой особый язык образов, символов, аллегорий, гипербол и метафор, и эти особенности языка надо иметь в виду. Но г-н Зайцев прямо приписывает прп.Ефрему дикую мысль, которая должна была бы перевернуть все наше представление о сотериологии. Святитель Иоанн Златоуст в проповеди, касающейся вифлеемских младенцев, выражает мысль, что степень их святости меньше, чем у тех, кто совершили подвиг добровольно и сознательно, хотя они объективно являются мучениками ради Христа и прославляются Церковью.
У прп. Ефрема Сирина написано о умерших младенцах, как о "питомцах Духа Святого" - это уже говорит о Таинстве Крещения. Но г-да Осипов и Зайцев считают, что и в аду можно "напитаться" Духом Святым. Далее г-н Зайцев продолжает: "Лишь исходя из уверенности большинства Св.Отцов, что и спастись и погибнуть человек может только добровольно, и можно объяснить столь спокойное отношение древней Церкви к крещению младенцев - как к чему-то не совсем обязательному".
Убеждение в том, что человек, не исключая младенческого возраста, может получить дары благодати: искупление и освящение, усвоить Голгофскую жертву и стать членом Церкви только через Таинства - это вера всей Церкви. Кто отрицает необходимость Таинств Церкви для спасения, тот попадает под анафему, которая находится в богослужебном чине в Неделю Православия. Если существовало отклонение от правила, то это было явлением, с которым боролась Церковь. Святые Отцы единодушно призывали не отлагать Крещение.
Приведу пример из жизни Российской Церкви последних веков. Как известно, цель Литургии - Причащение верующих. Следовательно, когда совершается Литургия, Церковь благословляет своих чад принимать великое Таинство Причастия. Однако на деле происходит нечто другое - безобразное и дикое: священники без всякого основания не допускают христиан до Причастия под различными предлогами. Они говорят: нельзя часто причащаться, а то потеряешь благоговение к святыне; теперь не время поста, чтобы причаститься и т.д. И это очевидная нелепость, очевидная, потому что Св.Отцы призывают к частому, по возможности постоянному Причастию. И эта нелепость, на которую мало обращает внимание иерархия, стала тоже своеобразным обычаем.
Но можно ли назвать болезнь традицией? Традиция - это связь с прошлым, а дурной обычай - уклонение от традиции. Поэтому нашим ориентиром являются постановления соборов, а не их исполнения. Если в Византийской империи мы видим Крещение взрослых, то это можно объяснить отчасти потому, что византийские миссионеры христианизировали огромное пространство не только в границах империи, но и в прилегающих к ней регионах. А Крещение младенцев производится в семьях христиан, где младенцы имеют уже своими первыми учителями родителей и восприемников.
Однако в данном случае мы говорим о другом: Святые Отцы, иерархи Церкви исправляли и должны исправлять обычаи по образцу церковного Предания, а не относиться к обычаям, как ко второй параллельной традиции, и тем более пытаться доказать что-либо на этом основании. В Болгарии существовал обычай: через некоторое время после погребения раскапывать могилу и одевать на череп освященную шапочку - скуфейку. Может ли этот обычай явиться горючим материалом для богословских вдохновений современных модернистов?
Далее г-н Зайцев продолжает: "С точки зрения архим. Рафаила, глубоко усвоившего чисто католическое понимание греха и спасения, практика многолетней подготовки к Крещению, рассчитанная на сознательное и свободное усвоение благодатного дара, может быть расценена только как абсурдное недоразумение".
Чтобы глубоко усвоить "чисто католическое понимание греха и спасения", нужно иметь, по крайней мере, звание магистра католической теологии, так как понятие греха и спасения это две кардинальные точки, через которые проходит вся ось сотериологии. Г-н Зайцев то с удивлением спрашивает, из какого леса я пришел; то говорит, что я глубоко понял и усвоил все тонкости католического богословия и его проблематики; то я невежда и неуч, с которым и говорить не стоит; то я опасный католический теолог, и поэтому г-н Зайцев бьет вовсю в набат, как били в колокол в Звенигороде при приближении татар.
Господин Зайцев уверен, что я считаю абсурдом "практику многолетней подготовки к Крещению, расчитанную на сознательное и свободное усвоение благодатного дара". Напротив, я считаю катехизацию не только до Крещения, но и после Крещения весьма нужной для христианина, но включаю в эту катехизацию обязательное посещение богослужений, а также самообразование в семье, а если возможно, в школе и в других учебных заведениях.
Я считаю катехизацию после Крещения даже еще более нужной для человека, так как сохранить благодать труднее, чем ее получить, хотя и не отрицаю того, что "богословский минимум", необходимый для спасения и осознания себя христианином, каждый человек может получить в храме, регулярно посещая хотя бы воскресные богослужения и слушая проповеди священника.
Но можете ли вы, г-н Зайцев и ваши друзья, отказавшись от религиозной "маниловщины", практически решить вопрос об открытии такой широкой сети духовных училищ, которая охватила бы всю страну, каждую деревню, каждый поселок? Пока что ваш план всеобщей катехизации остается только пожеланием и декларацией. Что вы прикажете сделать до этого: прекратить Крещение людей, не прошедших "многолетней подготовки к Крещению, рассчитанной на сознательное и свободное усвоение благодатного дара", т.е. практически навсегда лишить большинства населения страны возможности исполнить эти условия и, значит, остаться вне христианства? Может быть, вы разрешите довольствоваться им теми знаниями, которое дает Символ веры, храмовое богослужение, а также церковная литература, ставшая в настоящее время доступной?
Что касается утверждения, что Крещение ничего не дает младенцам, то это глубоко неправославная и неправильная мысль, осужденная, как уже было отмечено, Карфагенским собором, который г-н Зайцев с присущим ему остроумием хочет представить как западный, т.е. католический собор. Он не только повторяет, как Сципион: "Карфаген должен быть разрушен", но хочет, чтобы даже камни Карфагена - постановления собора - были бы брошены в море - преданы забвению.
Дорогой г-н Зайцев, вы родились человеком, не лишенным разума, даже способности широкого маневрирования им. Но предположите, что вы могли бы родиться с болезнью Дауна или глухонемым и слепым, тогда, по вашему же мнению, вас не надо было бы крестить, так как вы не могли умом понять и оценить Таинство Крещения (как будто самый великий философ может своим умом постигнуть и объять эту тайну!), и вас, не покрестив на земле, отправили бы креститься в ад.
Господин Зайцев, а разве в апостольские и постапостольские времена женщины, рабы и дети имели возможность проходить катехизаторские курсы или их крестили по их вере? А разве апостол Филипп потребовал у эфиопского вельможи предварительного обучения, или, преподав ему краткие сведения о том, что пророчество исполнилось в Лице Христа, тотчас крестил его?
Господин Зайцев упрекает меня в том, что я не признаю значения разума в приготовлении к Крещению, хотя это совсем не так. А я могу сказать, что г-н Осипов и г-н Зайцев сводят фактически на нет значения веры в деле спасения, заменяя ее посмертной очевидностью. Г-н Зайцев считает, что Крещение ничего не дает ребенку, а может только дать в будущем, и то при определенных условиях. А я считаю такой взгляд плоским и пошлым.
Ребенок получает очищение от первородного греха, из его сердца изгоняется свивший там гнездо темный дух.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|