Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Пятый принцип - богослужение как ориентир богословия, при этом учитываются книги, вошедшие в общецерковный богослужебный устав, в "церковное предание", а не проба пера подхалимов перед властями (например, Феофан Прокопович) и модернистов (например митрополит Никодим Ротов). Шестой принцип - древние Символы веры и Никео-Царьградский Символ, как их завершение. Седьмой - символические книги и катехизисы, составленные, в основном, как раскрытие Символа веры. Хотя в этих книгах могут быть отдельные фрагментарные неточности и терминологические нечеткости.
Надо сказать, что модернисты стараются дискредитировать символические книги, - не уточнить, а перечеркнуть, так как символические книги, несмотря на некоторые несовершенства, являются стеной Православия, стоящие на пути модернистов - богословских кочевников.
Восьмой принцип - преемственность. Богословские труды, написанные в наше время, должны быть в согласии с богословами прошлых веков. Если линия преемственности прерывается, то богословие перестает быть потоком единой реки. Оно становится отражением гипотез, субъективных представлений авторов и становится недостоверным.
Модернисты стоят на другой точке зрения по всем этим вопросам. Они заявляют, что символических вероисповедальных книг в Церкви вообще не существует. Они клянутся в своей преданности Православию, но на деле оказывается, что под Православием они подразумевают собственные интерпретации Священного Писания и Святых Отцов, безграничный интеллектуальный разгул, ревизию основ христианства. Притом это делается, как правило, под дымовой завесой православноподобных слов и выдернутых из текстов цитат. Модернисты заявляют: надо принимать Предание, как все, что написали Святые Отцы, т.е. на основании субъективно понятых или умышленно искаженных или представленных в виде монтажа святоотеческих изречений. Они, в сущности говоря, составляют новые религиозные системы, которые выдают за древнее православие.
Между тем, Святые Отцы искали истину как через личный внутренний подвиг жизни, так и через внешнее обучение. Они писали под неодинаковым воздействием благодати, а иногда допускали неточности и ошибки. Когда у прп. Серафима Саровского спросили, ошибался ли он в ответах людям, то он сказал: "Ошибался, когда говорил "от себя", не воспросив Бога". На ошибки Святых Отцов или неточности догматических определений указывали еретики в оправдание своего лжеучения. Некоторые из Отцов переходили в Православие от платонизма, другие - от арианства. Святые Отцы совершенствовали свои знания. Они находились в тесном общении друг с другом, исправляли друг друга, а нередко их переписка была похожа на дискуссию.
Последовательность духовного становления ярко видна в творчестве великого богослова V столетия св. Кирилла Александрийского, которое можно разделить на три периода: ранний период его творчества - до 30-х годов; затем период третьего Вселенского собора и последний третий, продолжавшийся до смерти александрийского первоиерарха - поиск соглашения или сближения с Иоанном Антиохийским и восточными Отцами. Это был самый плодотворный период в богословии св. Кирилла. И надо сказать, что поздние творения св. Кирилла настолько отличались от раннего учения этого Отца, что часть последователей святого Кирилла отошла от него.
Модернисты пользуются цитатами без всякого исторического анализа, именно пользуются ошибками и неточностями Святых Отцов - тем, что оставила Церковь за своим порогом. Некоторые из модернистов заявляют: все, что написали Святые Отцы - свято. Здесь под видом благочестия и благоговения к Святым Отцам мы видим другое: ложный метод, который ведет к разрушению церковного Предания и догматики.
Если все, что написали Святые Отцы свято, то, значит, правилен догмат о Христе свт. Кирилла Александрийского: "Одно лицо и одна природа", или гипотеза свт. Григория Нисского о предсуществовании душ. Этот великий христианский философ отрицал пользу паломничества христиан по святым местам ("место не приближает к Богу"). Святой Кирилл Александрийский, попавший под влияние своего дяди Феофила, сравнивал свт. Иоанна Златоуста с Иудой,-  это тоже по благодати?
Святой Епифаний Кипрский считал свт. Иоанна Златоуста оригенистом - это тоже правильно? Блаженный Феодорит написал на смерть свт. Кирилла Александрийского памфлет, а вернее сатиру, где писал, что смерть Кирилла обрадовала живущих на земле и огорчила находящихся в аду, потому что к ним пришел такой неспокойный человек. Может эти слова тоже патрологическая находка для модернистов? Даже  такой великий ум, как Григорий Богослов сравнивал Отцов Второго Вселенского Собора со стаей галок. Между тем, именно отцы Второго Собора предвидели притязание римской кафедры на особое место в Церкви и положили этому преграду.
Некоторые из древних Отцов прилагали к Святой Троице неточные формулировки, которые могли быть поняты, как субординация Божественных Лиц. Неужели все это входит в священное Предание?
У сектантов и модернистов один принцип подхода к текстам - выборочность, игнорирование того, что не соответствует их взглядам, произвольная интерпретация текстов, монтаж цитат. Модернисты, как и протестанты, хотят разрушить Предание. Они говорят, что Символ веры можно дополнить, так как Дух Святой живет в Церкви (т.е. под видом наития благодати можно переиначить Символ веры). Они учат, что  постановления Вселенских Соборов были обусловлены уровнем современных им знаний, носят на себе ограниченность эпохи и поэтому не могут являться для нас несомненным авторитетом.
Что касается богослужения, то у модернистов оно занимает второстепенное место, и поэтому они мало обращают внимания на его свидетельства. Особенное раздражение вызывают символические книги. Чтобы вызвать недоверие православных к символическим книгам, модернисты идут на обычный популистский прием: они говорят, что эти книги носят на себе печать католицизма, между тем как в "Посланиях Восточных патриархов" от 1848 г. католицизм отвергается как пагубная ересь. По своим разрушительным действиям в новое время модернизм можно сравнивнить с древним арианством.
Модернисты игнорируют труды по богословию, написанные в ХIХ столетии именно потому, что богословие прежних веков, несмотря на отдельные недочеты (все человечество несовершенно), было построено на священном Предании и являлось голосом Православия, который они хотят заглушить своими петушиными фальцетами.

Примечание 2    С. 32 (ориг.)
Оценка, данная священномученником архиепископом Иларионом Троицким антикатолической деятельности Иерусалимского Патриарха Досифея.
"Так, Российская Православная Церковь XVII века, возглавляемая Святейшим Патриархом, твердо держалась греческого Православия и всеми силами боролась с чуждым латинским богословием, которое заносили в Москву ученые малороссы.
Благодаря неусыпным трудам ревностного Патриарха, в Москве побеждает греческое направление, а все латинское отдаляется от новой духовной школы.
Нужно сказать, что Московский Патриарх был не одинок в борьбе против латинского влияния. Пусть он уже не находил сочувствия в этой борьбе со стороны московского правительства, - с ним заодно были восточные патриархи.
Русская церковь была тогда в весьма оживленных сношениях со вселенскими патриархами, которые лично приезжали в Москву, и обменивались грамотами с русским церковным и гражданским правительством. Восточные патриархи всегда поддерживали русскую иерархию в борьбе с латинством, иногда даже побуждали к этой борьбе и всеми мерами способствовали укреплению и господству в Москве образования православного греческого. В день Рождества Христова 1668 года от лица присутствовавших в Москве патриархов было произнесено слово "О взыскании премудрости Божественныя".
Здесь патриархи скорбят о том, что в православном роде российском пренебрегается изучение греческого языка и настойчиво убеждают Царя, иерархов и весь народ позаботиться об устройстве в Москве греческого училища. "Положи отныне,- обращаются патриархи к царю Алексею Михайловичу,- в сердце твоем училища - греческие и иные - создать, спудеов милостию си и благодатию их умножить, учителей благоискусных найти и их честью за трудолюбие поощрять, если увидишь их старание, а по прошествии немногого времени примешь, даст Бог, плод стократный и полныя рукояти от сих семян".
Но особенно следует упомянуть Иерусалимского Патриарха Досифея, великого ревнителя православия в XVII веке, зорко следившего за русской церковной жизнью и часто писавшего послания русским Патриархам, Царям, даже отдельным церковным и гражданским деятелям.

Страницы: ◄ 60    616263646566676869



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили