Как мало у совести силы победить волю к исполнению своих предписаний, ясно даже сознаваемых, о том и говорить нечего. Это она еще может как-нибудь сделать, если не встречается с какой-нибудь страстью и склонностью. Но коль скоро есть подобное столкновение, голос ее не слышится и силой его одного человек не может преодолеть себя...
Предписание совести сознается в виде требований. Так как и другие последовательности, естественные или привитые после, тоже выставляют свои требования, то не удивительно, что человек при смятении царствующим в нем по падении, не может иногда разобрать, чему повиноваться...
Совесть в падшем состоянии - разбитое зеркало. Как разбитое зеркало и теперь она не представляет дела наши и нас как бы следовало. Когда совесть сама по себе судит о частных случаях, то здесь суд ее еще бывает по временам не неверен, но коль скоро надлежит судить свои страстные дела, суд совести всегда крив". <Сноска: Указ. соч. IV часть. С. 282-285.>
"Оставшиеся на лжи всезаблуждающиеся в вере: язычники, магометане, иудеи, особенно натуралисты, те которые думают, что для познания Бога и своего спасения достаточно естественных сил человека, своего ума и самодеятельности. Это заблуждение иначе называется рационализмом. Он есть самое очевидная глупость и безумие... Большая часть рационалистов без твердого ясного убеждения смутным сознанием верности своей мысли, заносчиво проповедует неизвестно что ( не знать что ), чтобы только заставить говорить о себе: "вот всеобъемлющий гений"...
Эти гордые умы, библейские рационалисты, возносящиеся на ум Божий, непокоряющиеся ему, не хотящие послушать веры потому суть то же, что неверны. Ибо неверие, собственно, и есть непризнание истинным того, что вера признает истинным. По своему духу - это разбойники во граде Божием, пролазящие от инуде (со стороны) кое пришедшими туда вместо смиренного пребывания своевольно рвут, разбрасывают все Божие сокровища. Все еретики, пописты, протестанты всех родов и другие - естественный плод неверия и своемыслия или своенравия ума в делах веры". <Сноска: Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 321-322.>
А вот мнение на этот счет Святого Отца древности: "Да уверится же всякий грешащий, что он не увидит и не познает Бога, если он умрет в этой тьме и в этом неведении, то воскреснет потом не для чего другого, как для вечного мучения, вечного потому, что там не будет более смерти, чтобы пресечь это мучение" <Сноска: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово IV. C. 52.>
В этом же слове Симеон Новый Богослов перечисляет добродетели, необходимые для спасения, и затем говорит: "Но таким ни один человек не может быть, если не соделается причастным благодати Божией по вере во Христа" <Сноска: Там же. С. 53.>
"Вход в царство Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру" <Сноска: Там же. С. 46.> "Всякий, кто не укрепившись прежде силою Святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе (напрасно) будет трудиться". <Сноска: Там же. Слово 51, С. 461.> "И кто тому, кто не укреплен силою Святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй (безумный) есть и слепец". <Сноска: Там же.>
"Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него". <Сноска: Там же. Слово 18, С. 170.> "Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись". <Сноска: Там же. Слово 37. С. 315.>
К VII главе, "Сошествие во ад"
Примечание 1 к с. 89 (ориг.)
Спор г-на Осипова со свт. Игнатием (Брянчаниновым)
"Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути нет к ней" <Сноска: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. I. C. 119.>
Господин Осипов возражает: я открыл другой путь к спасению - без веры. Это - загробная встреча с Христом, где вера уже не нужна, там будет визуальная очевидность. Произойдет такая встреча в духе католического экстатизма: грешник бросится в объятия Христа, там же его покрестят, а затем Ангелы вознесут на небо, если только грешник не будет отказываться и не скажет: "Я хочу нырнуть в огонь".
"Вера во Христа - жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствия" <Сноска: Там же. С. 177.>
Г-н Осипов считает, что такой взгляд напоминает средневековый католицизм, и что можно спастись в других конфессиях, питаясь не верой, а естественной нравственностью. Кто сомневается в том, что мусульманина может спасти Святая Троица, в Которую мусульманин не верит, и говорит, что у Бога нет ни жены, ни детей,- тому грозит двойка по Основному богословию. Кто посмеет возражать, что талмудиста спасает Христос, Которого тот считает сыном прелюбодеяния,- получит единицу. Тот, кто не понимает, как безбожный Будда может вдруг признать в Христе своего Бога и Спасителя и принять крещение в аду, получит не только нагоняй за отсталость, но и переэкзаменовку.
Г-н Осипов верит в то, что без веры в Христа можно спастись: люди узнают на том свете обо всем необходимом для спасения задним числом, так сказать "постскриптум", и за добрые дела получат крещение и вечную жизнь.
Насчет мифической встречи с Христом в аду св. Игнатий говорит: "Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера - эта сила духовного зрения -- не действует" <Сноска: Там же. Т. IV. С. 273.>
Добавим еще несколько мыслей из творений свт. Игнатия (Брянчанинова).
"Все добрые дела человеческие немощные, нисходящие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа". "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства".<Сноска: Там же. С. 471.>
"Наши души, по разлучении их с телами, присоединяются - соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам - к Ангелам света или к ангелам падшим". <Сноска: Там же. Т. III. С. 71.>
У г-на Осипова насчет этого другое, особое мнение: души встречаются в аду с Христом.
"...Воздаяние как праведников, так и грешников весьма различно... Не только небесных обителей бесчисленное множество... но и ад имеет множество различных темниц и различного рода мучения". <Сноска: Там же. С. 72.>
Г-н Осипов считает это выдумкой Фомы Аквинского и тем самым косвенно обвиняет св. Игнатия Брянчанинова в средневековом католицизме. "Видимый мир - только предуготовительное преддверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершеннейшее сходство с своим всесвятейшим, всесовершеннейшим Подлинником, чтоб... войти в тот чертог, в котором Подлинник присутствует непостижимо". <Сноска: Там же. Т. II. С. 129.>
Господин Осипов не согласен со свт. Игнатием (Брянчаниновым). Он считает, что образ Божий проявляется в добрых делах, которые совершил человек, или, вернее, образ Божий - это прежде всего естественная совесть человека, а остальное маловажно для спасения. "Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь". <Сноска: Там же. Т. IV. С. 38.>
Господин Осипов считает, что это не так; а все решает встреча с Христом в аду. Церковь учит, что Христос вознесся на небеса человеческой природой и пребывает в одесную Отца. Г-н Осипов имеет на счет этого не то интеллектуальные, не то мистические откровения. Он говорит, что Христос вознесся не ввысь, а вниз и пребывает не с Богом Отцом на небесах, а среди демонов и грешников в аду, где встречает души умерших людей.
"Вход в Царство Небесное, которое Святым Крещением насаждено в сердце каждого христианина, есть развитие этого Царства действием Святого Духа". <Сноска: Там же. Т. I. С. 194.>
"Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественной благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами". <Сноска: Там же. Т. IV. С. 82.>
"В Крови Христовой - душа Его. Ясно ощущается при Причащении Св. Тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душой причащающегося". <Сноска: Там же. С. 121.