Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


>
"Взоры, для которых доступно небо,- вера, ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово". <Сноска: Там же. С. 431.>
А вот мнение по этому вопросу Святых Отцов древности. Святой Григорий Палама в Омилии 21 на Вознесение так объясняет сокровенный смысл слов Они подали Ему часть печеной рыбы, и сотового меда. И взяв, ел пред ними (Лк. 24, 42-43): "Как мед собран в соты, так он (христианин) имеет в душе и теле сокровищественную благодать Божественного Духа. Вкушает же от них Господь: потому что приятной бывает для него снедью спасение каждого из участников Его естества; вкушает же Он не все, но - от сотового меда, т.е. некую часть, ибо не все уверовали. И не сам Он вземлет эту часть, но то, что Ему дается учениками, ибо и ученики приводят ему только уверовавших, отделив их от неверующих". <Сноска: Святитель Григорий Палама. Беседы.>
"И само Cлово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало сообразно с Своим Божеством и славою, а для подзаконных Оно представляло священнический и богослужебный чин, после же сего, сделавшись Человеком, ниспослало на всю землю дар Святаго Духа, покрывая нас Своими крылами". <Сноска: Святитель Ириней Лионский. Сочинения. 1871. С.312.>
"Какое нестерпимое прибавление к страданию: никогда не ждать освобождения, ибо тот огонь неугасим! Что же означает оное насильственное влечение? Ибо оный огонь, как видится, подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога; посему Христос не сказал: "уйдите", но идите (т.е. непрестанно удаляйтесь) от Меня проклятые (Мф. 25, 41). <Сноска: Святитель Григорий Палама. Омилия 4. О втором пришествии Христовом. С. 53.>
"Вход в царство Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру". <Сноска: Преподобный Симеон Новый Богослов. Указ. соч. Слово IV. Т. I. С. 40.>

Примечание 2   к с. 98 (ориг.)
Колыбельная песня г-на Осипова под название "Спи, младенец" о том, что после смерти человек, не веровавший в Христа и чуждый Церкви, может получить христианские Таинства в аду, не может быть согласована с церковным учением о посмертном состоянии души, в частности, прохождением души по мытарствам. Надо сказать, что иером. Серафим (Роуз), на которого ссылается г-н Зайцев как на авторитет, на самом деле в вопросе о посмертном состоянии души стоит на позиции православного традиционализма.
В своих письмах иеромонах Серафим (Роуз) отмечает, что попытки опровергнуть и устранить православное учение о мытарствах является одним из знамений времени, которое, по-видимому, "показывает, насколько шатким стало положение православной традиции в последнее время - хорошо укоренившееся  в ней быстро исчезает и из-за этого выскочки богословы могут создать бурю в стакане воды" <Сноска: Журнал "Православная Русь". № 7. 2003.>
Я не касаюсь здесь вопроса о церковной позиции вышеупомянутого журнала, но хочу только сказать, что иеромонах Серафим (Роуз) в вопросах о посмертной жизни души, об авторстве св. Дионисия Ареопагита, о тактике модернистов обвинять несогласных с ними в тайном католицизме и др., не будучи знаком с г-ном Осиповы, так сказать, "превентивно", обличает его взгляды.
Заупокойоное богослужение Православной Церкви основывается на церковном Предании о посмертном пути души через мытарства, о сопутствии Ангелов, о видении небесной Церкви и поклонении Христу на девятый и сороковой день, о частном суде над душой и о значении молитв для усопшего.
Если бы мнение г-на Осипова имело бы какое-либо основание в Священном (следовательно и литургийном) Предании, то Церковь, освящающая своими молитвами все главные этапы земной и загробной жизни человека, употребляла бы специальные чинопоследования о незнавших Христа или еретиках и раскольниках, чтобы их души в аду познали бы Христа, обратились бы к Нему и через оглашение и Крещение в аду спасли бы от ада.
Хочется напомнить слова прав. Иоанна Кронштадтского, который пишет: "Страшная истина - грешник в будущем веке связывается по рукам и ногам (говорится о душе) и ввергается во тьму кромешную, как говорит Спаситель: ...связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф. 22. 13), т.е. он совершенно теряет свободу всех сил душевных, которые будучи созданы для свободной деятельности, терпят какую-то убийственную бездейственность для всякого добра".
"Время действия благодати (для пробуждения благодати) - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви, и то на раскаянных грешников могут действовать - на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которым может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви". <Сноска: Цит. по: Пестнев Н.Е. Как избежать ада. С-П. 2001. С.7-8.>

Примечание 3     к с. 102 (ориг.)
Господин Зайцев пытается доказать, что г-н Осипов, утверждая, что причиной пребывания грешников в аду является их собственное желание, придерживается святоотеческого учения и взгляды г-на Осипова совпадают со взглядами св. Николая Кавасилы. Затем г-н Зайцев приводит ампутированную с двух сторон цитату из книги св. Николая Кавасилы "О жизни во Христе" в собственной интерпретации.
Приведем эту цитату в более полном виде: "И иным еще способом, по некоему суду и правде воздвиг Господь сей трофей и даровал нам сию дверь и сей путь. Ибо он не силой похитил пленных, но дал за них выкуп и связал сильного не тем, что имел большую силу, но осудив его судом праведным, и воцарился в доме Иакова, разрушив в душах людей насильственную власть не потому, что возмог разрушить, но потому, что справедливо было разрушить ее. И на сие указал Давид, говоря: правда и суд уготование престола (Пс. 88, 15). Правда не только растворила сии врата, но и достигла через них до  нашего рода.
Ибо в первые времена, прежде нежели Бог пришел к людям, нельзя было найти правды на земле. Ибо проникал с неба и искал ее Сам Бог, от Которого она не могла скрыться, если бы только была, но несмотря на то, не нашел ее: Все,- сказано,- уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13, 3). После же того, как истина от земли воссияла сидящим во тьме лжи и тени, тогда и правда с небес пришла , в первый раз истинно и совершенно явившись людям.
Мы были оправданы, освободившись прежде всего от уз и наказания, когда Несотворивший неправды защитил нас смертию крестною, в которой понес наказание за то, что сделали мы дерзостного. Потом через оную же смерть сделались мы и друзьями Божиими и праведными. Ибо Спаситель Своею смертью не только освободил нас и примирил с Отцом, но и дал нам власть быть чадами Божиими, соединив с Собою естество наше посредством Плоти, которую воспринял, каждого из нас соединяя со Своею плотью силою Таинств. И таким образом Свою правду и жизнь низвел в души наши, так что посредством Священных Таинств возможно стало людям и познавать и совершать истинную правду.
Если же, по Писанию, были многие праведные и други Божии прежде пришествия Оправдывающего и Примиряющего, нужно разуметь сие преимущественно по отношению к их поколению, а потом по отношению к будущему, именно, что они соделались таковыми и приготовлены были прибегать к имеющей открыться правде и освобождены, когда даровано было искупление, узрели, когда явился свет, и отрешились от образов, когда открылась истина.
И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство, и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а других ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что по их мнению могло уничтожить лучи Его. Почему одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах.
Как из болящих те, кои всячески ищут врачевания и с удовольствием видят врача, обыкновенно бывают лучше и терпеливее тех, кои даже и не знают, что они больны и удаляются от лекарств, ибо таковых , кажется мне, врач, еще не врачуя, назовет уже выздоравливающими, если только не осознает, что его искусство бессильнее болезни; таким же образом в оные времена Бог призывал праведных и некоторых возлюбленных Ему. Ибо со своей стороны они сделали все и показали возможную правду, что и соделало их достойными разрешения, когда явится Могущий разрешить, но не разрешило их. Если бы это была истинная правда, то и они, отложив сие тело, были бы в мире и в руке Божией, говорит Соломон (см. Прем.

Страницы: ◄ 60    616263646566676869



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили