Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Верой, одной верой мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им Таинств.
Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. выступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль, как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви - и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад...
Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живой, как действующая; без него она мертвая, как лишенная всякого движения. И напротив того, вы найдете, что добрые дела падшего естества - от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.
...Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву вы находите, признаете его в себе? Если вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное не ведь - где!
Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжемнимый разум, что разум падшего естества нашего, какого бы oн ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры!..
Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, чтo уврачевание его иначе и не может совершиться как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами.
...Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если бы был другой путь к богопознанию, путь, который могли бы мы проложить уму своему собственными усилиями,- не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо. Суетны же и лживы собственные самосмышления и скитание ума человеческого!..
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь - грех ума. Ересь - более грех диавольский, нежели человеческий; она - дщерь диавола, его изобретение - нечестие, близкое к идолопоклонству...
Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно поэтому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой - только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего,- он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!..
Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!.. При незнании истинного христианского учения, как раз может принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем,- уже страшные наветники вашего спасения. На сущность - отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать". <Сноска: Святитель Игнатий Брянчанинов. Указ. соч.>
А вот мнение священномученика Илариона Троицкого, который в своих экклезиологических трудах ближе всего стоял к священномученику Киприану Карфагенскому и чаще всего цитировал этого автора.
"Святой Киприан высказывает даже такую решительную мысль: вне  Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни. Только в Церкви есть чистая вера. Церковь Киприан и называет "истиной". Единство веры нельзя отделять от единства Церкви. Истина одна, как одна и Церковь. Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет веру. Всякое отделение от Церкви непременно связано бывает и с искажением веры.
"Враг изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство. Служители его возвещают вероломство под предлогом веры, антихриста - под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкою хитростью уничтожают истину". "Как диавол не есть Христос, хотя и обманывает Его именем, так и христианином не может почитаться тот, кто не пребывает в истине Его Евангелия и веры". "Еретик рассекает Церковь, разрушает веру, он вооружается против Церкви, изменник в отношении веры, в отношении благочестия, святотатец, непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный".
"Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера, даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины".
Быть вне Церкви и оставаться христианином, по убеждению св. Киприана, невозможно. Вне Церкви - вне стада Христова.
Отступившие от Церкви и действующие против Церкви - антихристы и язычники. Вот, например, что пишет св. Киприан Антониану о Новациане: "Ты желал, возлюбленнейший брат, чтобы я написал тебе и касательно Новациана, какую ересь он ввел. Знай же, что прежде всего мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда он учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа". "Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовой, не находится в Церкви Его." Наконец, в трактате "О единстве Церкви" читаем мы знаменитые слова: "Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь".
Святой Киприан совершенно отказывает всем стоящим вне Церкви в названии "христиан", как бы повторяя решительное восклицание своего учителя Тертуллиана: "Еретики не могут быть христианами!" <Сноска: Архимандрит Иларион Троицкий. Статья "Христианство или Церковь". В кн.: "Да не будут тебе бози инии". С. 74-75>
Экклезеологические взгляды самого священномученика Илариона Троицкого:
"Евангелие и Христос противопоставляются Церкви, которая к чему-то называется "исторической", как будто есть или была когда-нибудь другая, "неисторическая" Церковь! Воистину здесь сатана принял образ ангела светла. Он показывает вид, будто заботиться о благе истины Христовой, будто правду Христову очистить хочет от неправды человеческой.
Невольно вспоминается при этом мудрое изречение прп. Викентия  Лиринского: "Когда увидим, что некоторые приводят апостольские или пророческие изречения в  опровержение вселенской веры, мы не должны сомневаться в том, что устами их говорит диавол", "а чтобы незаметнее подкрасться к простодушным овцам, прячут они свой волчий вид, не покидая волчьей лютости, и, как руном, окутываются изречениями божественного Писания, чтобы чувствуя мягкость шерсти , никто не побоялся их острых зубов".
На самом деле противопоставление Евангелия Церкви  и замена Церкви неопределенным понятием христианства имеет много самых плачевных результатов: жизнь христианская иссякает, оказывается только одно лишнее учение в бесконечном ряде учений древних и новых, притом учение весьма неопределенное, ибо без Церкви открывается возможность несчетного множества его пониманий самых произвольных и даже друг другу противоречащих.
"Поэтому нет ничего легче, как по своему вкусу перетолковывать учение Христово и сочинять "христианство", выдавая под эти названием мечты своего сердца и образы своей досужей фантазии" <Сноска: Архимандрит Иларион Троицкий. Указ. соч. С. 88-89.>
"И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем "истолковании" христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злономеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.
Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще ап. Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см. 1 Тим. 3, 15).

Страницы: ◄ 60    616263646566676869



C этой статьей читали также следующие статьи:



Мировозрение и нравственность
Сторожевая башня Грузии
О мистической красоте церковного языка
Четыре змея в человеческом сердце
Реплика к модернистам
Притчи Суламиты
История повторяется
Авва монахов
О душевном ожирении
О языке православной иконы
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили