3, 13); теперь же, когда отходили они отсюда, их принимал ад" <Сноска: Николай Кавасила, архиепископ Солунский. О жизни во Христе. Слово 1. С. 12-14.>
Примечание 4 к с. 114
Обратимся к книге прав. Иоанна Кронштадского "Христианская философия", чтобы убедиться в том, что Святые Отцы говорят о поврежденности грехом человеческой природы.
"Какими грехами ни растлил, ни обезчестил, ни осквернил враг рода человеческого природы нашей, созданной по образу Божию, святой, прекрасной, целесообразной, чистой, неблазненной, достойной всякого удивления? И вот, он продолжает доселе растлевать, обезображивать, искажать ее всякими грехами - скверными помыслами, невоздержанием, пьянством, блудом, заражать болезнями безчисленными, и делать наши души и тела орудиями своей нечистоты, мерзости, злобы, зависти, издевательства!" <Сноска: Указ. соч. С. 23-24.>
"Царство Христово на земле, или Церковь подвизается в борьбе с царством сатаны, состоящим из безчисленного множества бесов (легион в одном бесноватом человеке)... А находящимся в расколах, ересях, сектах или в других религиях - как побеждать врагов спасения, сильных своею прелестию, ложью, хулою, клеветою на Бога и на Его Церковь? Как там спастись? Невозможно" <Сноска: Указ. соч. С. 125.>
"Нравственное чувство - это духовный щит, которым Творец защитил от приражения зла всякого человека и для сохранения его нравственной духовной и телесной чистоты; это чувство особенно дано христианину чрез благодать Крещения и миропомазания; в язычниках, магометанах и неправославных христианах оно неправильно и весьма слабо и зависит от воззрений или учения веры и изменяется по качеству верований; иногда оно бывает совершенно извращено". <Сноска: Там же. С. 210-211.>
Примечание 5 на с. 116
Господин Зайцев ссылается как на авторитет на епископа Илариона (Алфеева), с которым у г-на Осипова много общего. Епископ Иларион приводит в своей книге "Таинство веры" цитаты из современных обновленцев и "богоискателей". Так, например, цитируемый им протоирей Александр (Туринцев) пишет: "Скажем прямо: идея вечного ада и вечных мучений для одних, вечного блаженства, безразличного к страданию, для других - не может больше в живом и обновленном христианстве оставаться такой, как ее некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники богословия".
Отец протоирей подтверждает, что учение о конечной дифференциации добра и зла - это учение Церкви, зафиксированное в катехизисах и официальных учебниках богословия. Только слово "некогда" надо переменить на слово "всегда", потому что он не смог бы назвать такого периода в истории Церкви, когда катехизисы и официальные учебники по богословию заключали бы в себе другое учение, кроме, разумеется, современных модернистических опытов.
Он продолжает: "Это устаревшее понимание, пытающееся опираться на евангельские тексты, трактуя их буквально, грубовато, материально..." Во-первых, что за странный релятивизм, как будто идеи возникают, стареют, изживают себя, и на смену им приходят другие вероисповедательные истины. С кем мы имеем дело - с православным священником или с эволюционистом в религии? Во-вторых, выражение "трактуя их буквально, грубовато, материально" относится к обычному лексикону гностиков или спиритуалистов-платоников, как Ориген, которые хотели заменить прямой смысл евангельских слов собственными аллегориями. Напомним, что христианская герменевтика не упраздняет буквального смысла речей Господа, а только расширяет их, помогая человеку глубже проникнуть в смысл этих слов. Протоиерей Александр (Туринцев) договаривается до того, что катехизисы, якобы, заставили нас поверить в то, что "подвиг Христа это неудача". Таким образом, прот. Александр проповедует гностический апокатастасис, осужденный и отвергнутый как ересь на Вселенском и нескольких поместных соборах.
Примечание 6 (там, где цитируются Отцы)
Святой Николай Кавасила свидетельствует, что посмертное обращение к Христу души, чуждой Ему в земной жизни, невозможно: "Жизнь во Христе; зарождается в здесь и начало принимает здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня! И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в души людей, ни будущая, если не получит начатков ее здесь, на земле. Ибо поскольку в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел посчитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть (Флп. 1. 23).
А жизнь будущая, если и примет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для нее, то нисколько не послужит благополучию таковых, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном том и бессмертном мире. Причина же та, что хотя свет сияет и солнце испускает чистый луч, но не образуется тогда глаза ни у одного человека, и благоухание запаха изливается обильно и распространяется повсюду, но чувства обоняния от сего не получает тот, кто не имеет его.
Посредством Таинств возможно в день оный сообщиться с Сыном Божиим друзьям Его, и узнать от Него то, что слышал Он от Отца; но и приходить к Нему нужно будучи другом Его и имея уши (Мф 11, 15). Ибо там нельзя начинать дружбу, и отверзать уши, и приготовлять брачную одежду и прочее, что нужно в том брачном чертоге, но местом для приготовления всего этого служит настоящая жизнь. И у кого не будет сего прежде отшествия, у тех нет ничего общего с оной жизнью.
Свидетели сему - пять дев и человек, званый на пир: поскольку они пришли, не имея елея(Мф. 25, 10- 12) и одежды (Мф. 22, 11-12), то и не могли уже приобрести их. Подлинно внутреннего нового человека, созданнаго по Богу, носит во чреве мир сей; и зачатый здесь, и совершенно уже образовавшийся, рождается он в оном нестареющемся мире.
Примечание к VIII главе, "Сосуществование двух Заветов"
Господин Осипов считает, что Ветхий Завет не закончился, а сосуществует вместе с Новым Заветом и христиане могут принадлежать к Новому или Ветхому Заветам по внутреннему расположению их души. Кроме того, к Ветхому Завету могут принадлежать иноверцы, старающиеся следовать голосу "естественной совести", при этом само понятие Ветхий Завет у г-на Осипова имеет не метафорическое, а реальное значение.
Тот факт, что Ветхий Завет является союзом Бога с человеком, включающим в себя вероучения, заповеди, ритуалы и т.д. - г-н Осипов игнорирует. Главным святоотеческим подтверждением своей теории он считает рассказ св. Иоанна Кассиана Римлянина о благочестивом земледельце Феоне, который любил посещать монастырь и жертвовал на нужды обители десятую часть от своих доходов. Феона имел молодую супругу, свой дом и хозяйство.
Игумен монастыря, видя усердие Феоны, сказал ему, что исполняющий заповеди еще находится под законом и не достиг евангельских совершенств. Он убедил земледельца, что жизно по благодати состоит в том, чтобы продать свое имени и раздать бедным, а себя всецело посвятить служению Богу. Услышав об этом, Феона сразу же загорелся желание достигнуть евангельского совершенства и принять монашество. Придя домой, он стал уговаривать жену отречься от мира, на что она не согласилась. Тогда Феона, оставив супругу, ушел в монастырь.
На каком каноническом основании игумен благословил Феону оставить семью, нам неизвестно. По-видимому, это было исключение. Такое действие, не соответствующее постановлениям Гангрского собора и анафематизмам против Евстафия Севастийского, впадшего в ложный аскетизм, почему-то понравилось г-ну Осипову, который на основании слов игумена и поступка Феоны решил обосновать свое экстравагантное учение о сосуществовании и взаимопроникновении двух Заветов.
В самом тексте, приводимом прп. Иоанном Кассианом Римлянином, евангельские заповеди названы законом, а евангельские советы - совершенной жизнью по благодати. Таким образом, сравнение двух периодов жизни Феоны с двумя Заветами представляет собой метафору - средство речевого изображения, которое часто употребляется как в Священном Писании, так и в патристике. Надо сказать, что блж. Августин, которого г-н Осипов не жалует, в аналогичном случае поступил по-иному. Некоему сицилийцу, который хотел оставить супругу и против ее воли уйти в монастырь, иппонийский святитель сделал строгий выговор и велел вернуться в свою семью.
Приводим текст из творений прп. Иоанна Кассиана Римлянина, начинающийся с беседы игумена с Феоной.
"Глава 5.