Таким образом, в отделении от Церкви даже и учение христианское оказывается чем-то весьма неопределенным, неуловимым, по желанию постоянно изменяющимся" <Сноска: Архимандрит Иларион Троицкий. Указ. соч. С. 90.>
Примечание 2 к с. 156
Житие и подвиг святого и блаженного отца нашего Григория, папы Римского <На грузинский язык переведено св. Евфимием Святогорцем; взято из Церковных рукописей №№ 121, 167>.
Пространный анализ жития св. Григория принадлежит академику Латышеву. <Сноска: Византийская Царская Минея. Петроград. 1915. С.164, 168.> Как видно из этого анализа, грузинская редакция отличается от всех других известных "житий". Должно быть она более близка к той редакции, метафраз которой издал В. Латышев.
Текст не указывает на родство св. Григория с императором Траяном. Он начинается следующими словами: "Богоносный и блаженный отец наш Григорий был родом гражданином великого города Рима, сыном великого князя, которого звали Гордиан.
...Сказал Ангел ему: не бойся. Господь прислал меня, чтобы быть всегда с тобой, пока ты в этом мире. Теперь всякую просьбу, которая будет у тебя перед Богом, от меня сообщим Богу...
...И дано было преподобному и святому Григорию перед Господом большое дерзновение. Всякое чудо, что он просил от Господа, сразу слышал Бог, как обещал св. Ангел, пока не случилось следующее.
Как-то шел великий Григорий в другой поселок за церковными делами. Дорога, которой он шел, была сделана царем Траяном. Все было в мраморе. Дорога была приятна для путников. Дело царя понравилось святому. Он стал молиться и горячо просить Господа освободить душу Траяна от вечных мучений. А царь этот был идолопоклонником и безбожником. И когда он продолжал горячо молиться, услышал с неба голос: "Услышал твою просьбу и спас душу Траяна от мучений. Но ты больше не проси меня за безверных". После этого предстал перед ним св.Ангел и сказал: "Просьбу твою услышал Бог. А ты больше не проси Бога за безбожников и идолопоклонников". <Сноска: Памятники грузинской агиографии. Ч. I. Кименс. Т. I. С. 130-131.>
Примечания к X главе, "Погибнут ли некрещеные младенцы?"
Примечание 1
"Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит ....Господь: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без Крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без исключения, просто: кто не родится, то есть по пришествии Спасителя Христа, все имеющие войти в Царство небесное, должны возродиться." <Сноска: Послания Восточных патриархов. 1723. Глава 16.>
"Неведение Бога - смерть для души,- говорит св. Василий Великий,- но некрестившийся не просвещен, а без света как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога" <Сноска: Святитель Василий Великий. Т. 4. Бес. 13. С. 225.>
Святой Кирилл Иерусалимский: "И кто, хотя и заслуживает похвалу за дела, но не принял запечатления в воде, тот не войдет в царство небесное. Смело слово сие, но не мое: так определил Иисус." "Если не принял кто Крещения, то не имеет спасения за исключением одних мучеников, которые и без воды приобретают царствие". <Сноска: Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. М. 1855. 3-е огласительное слово. С. 41 и 45.>
"Мы начинаем существовать оскверненными и грешными... Мы рождаемся умерщвленные душею, с семенами смерти в теле... Одним словом мы падшие и погибшие от самого рождения нашего". <Сноска: Святитель Игнатий Брянчанинов. Богословские труды. Слово о человеке. М. 1989. С. 297.>
"...Возникают у дитяти страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присвояет себе, особится и прочее, вообще являет действие страстей". <Сноска: Святитель Феофан Затворник. Путь к спасению. М. 1996. С. 41.>
"...Тот, кто не имеет благодати Св. Духа, мертв в порядке Божием, и никак невозможно, чтобы он имел жительство на небесах, потому что всякий мертвый в каком-либо порядке бездейственен (безжизнен) в нем. Потому-то необходимо всякому человеку, верующему во Христа, креститься, чтоб быть Духом Святым воссоздану и обновлену и стать новой тварью. Кто же не родится свыше, тот, как говорит Господь, не может увидеть царствия Божия (Ин. 3, 3), а кто видеть его не может, для того еще невозможнее получить его..." <Сноска: Святитель Симеон Новый Богослов. Указ. соч. Слово 4. С.46.>
"Человек с первого дня рождения своего (с момента зачатия) подлежит уже тлению и смерти, и потребна великая и Божественная сила, чтобы возсоздать его к нетлению и бессмертию... Теперь малое и незлобивое дитя имеет нужду в Божественной силе, чтоб освободиться от тления..." <Сноска: Там же. Слово 38.>
"Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни, и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем онаго дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в душу людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни... А жизнь будущая, если примет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, то для таковых нисколько не послужит к благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире."
"...Ибо рождение в Крещении есть начало будущей жизни, и приобретние новых членов и чувств, есть приготовление к тамошней жизни. А приготовиться к будущему не иначе можно, как здесь уже получив жизнь Христа, Который сделался Отцом будущего века, как Адам настоящего, ибо к жизни в тлении довел людей он. Ибо как никому нельзя жить жизнью человеческою, если не получит чувств Адама, и человеческих сил к жизни; подобным образом нельзя живущему перейти в блаженный оный мир, если не приготовится жизнью во Христе и не будет образован по виду Его и по образу Его". <Сноска: Святитель Николай Кавасила. Семь слов о жизне во Христе.>
Примечание 2 с. 193
"У нас есть основание ненавидеть Новоциана (Новата). Он расколол Церковь и увлек некоторых братьев в нечестие и богохульство, ввел нечестивейшее учение, клеветнически объявив безжалостным милосерднейшего Господа Иисуса Христа; а кроме того, он отверг Святое Крещение, отбросил предшествующее ему с верой произносимое исповедание и из признавших его полностью изгонял Духа Святаго". <Сноска: Евсевий Памфил. Церковная история. Письмо св. Киприана Карфагенского к св. Дионисию Александрийскому. 2001. С. 311-312.>
"По его (Новату) поводу в Риме собрался очень большой собор 60 епископов, гораздо больше священников и диаконов, а в остальных церковных округах местные пастыри - каждый - обдумывали, как поступить. Всеми принято решение: считать чуждым Церкви Новата и превозносящихся вместе с ними, предпочитавших братоненавистническое и бесчеловечное мнение этого человека". <Сноска: Там же. С. 294.>
Итак, Новат и его последователи были преданы анафеме, т.е. отлучены от Церкви.
"Все эти люди, хорошо поняв Новата и воочию видя его злобность, двоедушие, клятвопреступничество, лживость, его неумение жить с людьми и волчью дружбу, вернулись в Святую Церковь и пред множеством епископов, священников и мирян открыли все его уловки и злые дела, давно им замышленные. Они скорбели и каялись, что, поверив этому злонравному и лукавому животному, на короткое время покинули Церковь". <Сноска: Там же. С. 295-296.>
Далее там же письме описывается как Новат, которого автор иронически называет "блистательным человеком", дал страшные клятвы, что он не домогается епископства, а затем в каком-то глухом уголке Италии напоил вином двух епископов и "...когда они напились, их, совершенно охмелевших, Новат силой заставил чрез возложение рук дать ему мнимое, ложное епископство, вытребованное хитростью и мошенничеством и ему неположенное". <Сноска: Там же. С. 296.>
Как считает г-н Осипов, Новат, согрешая против Духа Святаго, сознательно шел против истины или нет? Если грех против Духа Святаго, который совершил Новат, погубивший столько душ и умерший без покаяния под анафемой, может быть прощен, то значит самые злостные еретики и раскольники также должны получить прощение. Здесь г-н Осипов идет против собственной концепции о том, что грех против Духа Святаго, как сознательное противление истине, остается непрощенным.