Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Господин Осипов игнорирует или отрицает другие виды хулы на Духа Святаго, а именно, отчаяние, ложное упование на милосердие Божие, когда грешник считает, что Господь простит его без покаяния и исправления жизни, и, тем самым соединив свою душу с грехом, лишается возможности богообщения. Например, грешник поверил, что в аду он сам выберет себе место, а если захочет, то может покинуть ад по одному своему желанию; при этом ад представляется ему, как сериал картин ужасов, когда ему надоест это зрелище, он может выключить телевизор и спокойно пойти спать.
Господин Осипов игнорирует такой вид хулы на Духа Святаго, как духовная гордость, при которой человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами. Почему об этих грехах не упоминает профессор богословия? Потому что они не вписываются в его концепцию. Более того, размышления об этих грехах хулы на Духа Святаго могут привести г-на Осипова к неприятной для него мысли, а именно, что эти грехи чем-то близки к его собственной концепции.
Возьмем пример Иуды. Он был одним из ближайших учеников Спасителя, воочию видел чудеса, которые совершал Христос, и в то же время, получив от Господа, как и другие апостолы, дары Духа Святаго, пошел против голоса благодати, дал место в сердце своем сатане и предал Учителя. Сознательно совершил Иуда это преступление или нет? Сознательно, заранее обдумав план своего предательства. Но вот св. Иоанн Златоуст, которого называют "устами Христа", говорит, что грех Иуды - грех против благодати - мог бы быть прощен, если бы Иуда не покончил жизнь самоубийством.
Заключительным этапом хулы против Духа Святаго для Иуды явилось отчаяние - это та бездна ада, откуда уже нет возвращения. Господин Осипов не считает отчаяние за хулу против Духа Святаго, потому что отчаяние - это страшная сатанинская страсть, а г-н Осипов хочет спасение и гибель отнести только к области рассудка. Слова "не простится грех ни в этом веке, ни в будущем" означают не тяжесть совершенного греха, а внутреннее состояние человека, которое делает его неспособным к покаянию; а то "что связано на земле, будет связано и на небесах". Если человек не каялся в грехах во время земной жизни, он не сможет принести покаяние посмертно, грех станет его личным свойством, а загробная жизнь - демоноуподоблением.
Господин Осипов считает, что "для тех людей, которые по независящим от них причинам не знают Христа, не знают истинного христианства, сохраняется возможность спасения по образу ветхозаветных праведников". Но ветхозаветные праведники спасались верой в грядущего Христа; они имели высокое познание о Боге, дух милосердия и неистребимое стремление к правде - то, что катастрофически теряет современное человечество.
Древние праведники находились в русле первобытного предания, и закон Моисея был только выдающейся по своему значению вехой на пути от Адама к Христу. Язычники и атеисты, как древности, так и в настоящее время, находятся в демонической стихии, большей частью они не ищут истины, а бегут от нее.
Все язычество, как губка, пропитано человеческой кровью. Даже в просвещенных Афинах приносились человеческие жертвы самым жестоким образом - юношей и девушек, посвященных Артемиде, сжигали живьем. В государстве Майя, где был создан самый точный в мире календарь и поразительные по своей математической точности постройки - пирамиды и дворцы, в этой загадочной стране, во многом предвосхитившей Европу, ежегодно приносились человеческие жертвы богу солнца самым жестоким образом: жрец вырывал у живого человека сердце и бросал на алтарь. В праздники таким образом умерщвлялись тысячи людей, устраивались специально войны для захвата пленников, обреченных на мучительную смерть. Апостолы и их преемники смотрели на языческий мир как на демоническую стихию, которая захватывает и губит человека.
Господин Осипов другого мнения, он считает, что без Христа и без знания христианства можно спастись. Зачем же тогда нужна была проповедь апостолов, которая закончилась их мученической смертью от рук язычников? Тогда ставится вопрос: помогает ли христианство спасению, если и без него можно спастись, или оно налагает на человека высокие нравственные требования и обязанности, исполнить которые решается только меньшая часть людей, считающих себя христианами.
Если язычник может спастись без Христа, тогда само незнание и неведение, как ни странно, превращается в факторы, способствующие спасению. Когда г-н Осипов пишет, что можно спастись без Христа, то помнит ли он слова великого инквизитора из "Легенды о великом инквизиторе" Достоевского, который говорит Христу: "Зачем ты пришел сюда, скорее уходи отсюда". В сущности концепция г-на Осипова является изгнанием Христа из Его Церкви во имя абстрактного теософского христианства, где та же ложь о спасении, хотя и в прикрытом виде со множеством отводов.
Почему г-н Осипов оставляет в неведении своих читателей и слушателей? Какие объективные причины могли помешать промыслу Божиему и силе Божией благовестить Евангелие всем людям, живущим во вселенной? Что это за не зависящие от людей и следовательно от Бога причины, которые оставили людей в неведения и, так сказать, связали руки всемогущества Божия? Мы верим в Бога Творца и Промыслителя мира. Всю историю человечества охватывает промысел Божий. Говорить об объективных причинах, находящихся вне промысла Божиего, -значит впадать в "деизм".
Бог - весь во всем и весь выше всего; Он пребывает Своим вездеприсутствием в каждом творении и в то же время Он оставляет это творение в неведении о Самом Себе. Г-н Осипов констатирует факт, но не объясняет его, вернее, объясняет материалистически: не было возможности апостолам проповедовать всем народам, а других средств у Бога не оказалось. Но мы исходим из двух других предпосылок: Бог - есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога.
Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство.
Для спасения мало узнать своего Спасителя, и демон узнает Христа, но от этого не превращается в Ангела, надо полюбить Христа, подчинить Ему свою волю, т. е. принять Христа в свою душу. Праведники спасались верой и добрыми делами, об этом ясно говорит ап. Павел в Послании к римлянам.
Господин Осипов пишет о том, что те, кто встретится с Христом на том свете, примут Его без веры, как очевидность. Значит сравнение их с ветхозаветными праведниками не имеет никакой основы, кроме фантазии. Господин Осипов через г-на Зайцева обвиняет меня в кальвинизме, но позвольте спросить его, признает ли он разницу между кальвинистическим догматом о предопределении и православным учением о предопределении? В первом случае предопределение детерминизирует человека, во втором случае предвидение оставляет свободной волю человека. Поэтому утверждение г-на Осипова, что незнающие Христа спасаются по образу ветхозаветных праведников, является изобретением самого г-на Осипова. Чем он может логически или теологически доказать это положение - не известно. У него остается только один аргумент: "если мне не доверяете, то пожалуйте в ад и увидите, что там хорошо спасаются."
Далее г-н Осипов продолжает: "Искупительная жертва Христа разрушила врата адовы". Разумеется это так, но в то же время это метафора: надо богословски разъяснить, в чем заключался смысл Голгофской жертвы. Но г-ну Осипову это невыгодно, он хочет, чтобы его читатели остались по сути дела в неведении о значении искупительной жертвы с одним впечатляющим образом разрушенных ворот, т.е. кто хочет - заходи, кто хочет - выходи...
В последнее время само слово "искупление", употребляемое в Апостольских посланиях, подвергается критике сторонниками т. н. нравственной теории спасения, которая игнорирует или приуменьшает метафизическое значение Голгофской жертвы, как искупление людей от власти демона, от насильственной тиранической власти, от внутреннего союза человечества с сатаной, за которое, говоря метафорически, Адам как представитель человечества поставил свою подпись.
Искупительная жертва Христа бесконечно велика, но она усваивается через веру, Крещение и пребывание в живом организме Церкви через послушание благодати Духа Святаго.

Страницы: ◄ 50    51525354555657585960    61 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили