Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы уразуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать Св. Крещения в иных погасает и совсем теряется, а иных сохраняется малая ее искра, из которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога".
Господин Зайцев, видимо, желает доказать, что прп. Симеон Богослов считает Крещение младенцев ущербным, но почему-то не доканчивает цитату, поэтому мы продолжаем: "В таковых скоро опять возгарается Божия благодать и явные дает о себе свидетельства. После этого, если они с усердием и ревностью станут подкладывать под нее рукояти (связки дров) смиренномудрия и милостивости, то в них возгорится пламя великое и просветит даже окружающих их, смиренномудрия, - помышлений и чувств, что испытываемое ими не есть плод их собственных усилий, а дар Божией милостивости, убеждаясь, что сподобленный такой милости должен и сам быть милостлив и действительно являл ее ко всем другим".
В другом месте прп. Симеон Богослов пишет еще более определенно, как будто отвечет г-дам Осипову и Зайцеву на их бесцеремонную маницпуляцию его именем: "Я верую, - пишет он в 4-ом Послании, - что младенцы, крещенные Святым Духом, освящаются и сохраняяются и, совершенно освобожденные от насилия диавола и запечатленные знамением животворного Креста, являются овцами духовного стада Христова и Его избранными агнцами".
Архиепископ Василий (Кривошеин), которого г-да Осипов и Зайцев считают величайшим патрологом XX столетия (за то, что он покритиковал "Догматические послания восточных патриархов"), пишет: "Он (Симеон Новый Богослов) полостью признает действительность и действенность крещения младенцев". <сноска: Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. 1996 г. Нижний Новогород. С.158>.
Господин Зайцев пишет: "Как видим, благодать Крещения не действует на младенцев сама по себе, помимо их свободного произволения, которые еще не проявлены". Господин Зайцев цитирует также Игнатия (Брянчанинова): "Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?" <сноска: Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. 1993г. С.391>.
Здесь свт. Игнатий (Брянчанинов) вовсе не отрицает действенность Крещения младенцев, а говорит о том, что человек, принявший крещение в совершенном возрасте или во младенчестве, но затем возросши годами может по своему нерадению так и остаться в неведении о том, что он принял от Крещения как сакраментального акта. Однако, по мысли святого Игнатия (Брянчанинова), понять Крещение - это прежде всего понять свою греховность, свое падшее, растленное естество, увидеть, как мы далеки от Бога и что без благодати Божией мы не можем творить добро. Понять Крещение - это увидеть, от какой страшной беды ада, вечной смерти и демонского владычества, искупил нас своей Крестной жертвой Господь.
Господин Зайцев предусмотрительно не продолжил цитаты, и нам придется сделать это за него, чтобы понять, о чем говорит святой Игнатий: "Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству также неизмерима и бесконечна, как незрим и бесконечен Дар.
Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? Когда мы считаем изящным и благоугодным добром непотребное добро падшего естества? Когда мы стремимся с упорством делать это добро, не примечая того, что оно только питает и растит в нас наше самолюбие, только удаляет нас более и более от Бога, только упрочивает, печатлеет наше падение и отпадение? Какая может быть польза от крещения, когда мы не считаем грехами даже смертные грехи, например, прелюбодеяние со всеми его страстями, а называем их наслаждением жизнью? Когда вполне пренебрегаем деятельностью по законам обновленннгого есетства, осыпаем ее хулами и насмешками?"
Господин Зайцев хочет показать, что учение о Крещении младенцев - это католический импорт и даже приводит термин на латинском языке, что, по его мнению, также должно воздействовать на читателей, как перечисление латинских глаголов знаменитым Остапом Бендером. Он оказывает непомерную честь католицизму, когда заявляет, что практика Крещения младенцев, утвержденная во всем православном мире, не что иное, как победа католицизма над якобы единственно православной традицией - крестить только взрослых. То г-н Зайцев ссылается на прп. Симеона Нового Богослова как на авторитет, то, оказывается, Симеон Новый Богослов сам находится в русле католической традиции в вопросе о Крещении младенцев!. Он неоднократно хочет уверить читателя, что "хотя в древней Церкви Крещение детей не отвергалось, как это делается у баптистов, но было все же, скорее, исключением, нежели правилом".
О том, какие правила существовали в Византийской Церкви, как впрочем и во всех православных Церквях, мы считаем лучшим свидетелем, чем г-н Зайцев, знаменитого канониста Матфея Властаря, автора "Алфавитной синтагмы" - настольной книги для духовенства. Вот что он пишет: "Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, но по вере приносящих их, получают просвещение Духа, сие ясно показал Господь, когда ради веры других, многих, лишенных здравого ума по причине болезней, освобождал не только от тяжкого телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ Крещения во остановление грехов по отношению к младенцам ложен, а не истинен, - присуждают к анафеме". <сноска: Алфавитная синтагма. М.Властарь. М. 1996 г. С.94>.
Итак, анафема Карфагенского собора, как клинок гильотины, висит над головой тех, кто старается прямо или косвенно отвергнуть необходимость Крещения младенцев. Г-н Зайцев сохраняет при этом не только спокойствие духа, но даже оптимизм. Святой Петр Дамаскин считает одним из главных духовных видений видение глубокого падения человеческого естества; возможно г-н Зайцев и его учителя считают это бесцельной и досадной порчей настроения. Если г-н Зайцев убежден, что злейший враг Церкви Новат может спастись через огненное крещение, то, разумеется, чем хуже Новата некрещеные младенцы? Но дело в том, что ключи от рая Господь дал апостолу Петру и прочим апостолам, а не господам модернистам. И все-таки внимательный читатель может увидеть и почувствовать, что все разговоры о спасении некрещенных младенцев - это баптистская докторина с несколькими вынужденными реверансами в сторону Православия.
Главу г-н Зайцев заканчивает словами: "Из сказанного очевидно..." т.е. его обычным "персидским "ура"". Вспоминается совет студентам, сдающим экзамены: "Если не знаешь что сказать, то по крайней мере говори уверенно".
Глава XI. Что такое хула на Духа Святаго?
Осипов считает единственной хулой против Духа Святаго только "сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине (которая) не простится ни в этом веке ни в будущем". А разве грех неведения для значительного большинства людей не носит в себе начального сознательного сопротивления истине, разве большинство неверующих людей не испытывало в своей жизни действия предваряющей благодати, которая, как огонь, испытывала их душу, как свет, открывала перед ними хотя бы на мгновенье глубины нового духовного бытия; разве они не переживали мистическое чувство присутствия высшей силы?
И что же: последовали они этому таинственному голосу, прозвучавшему в их душе? К своему несчастью, они вполне сознательно отвратились от духовного опыта, данного им, противостали благодати, закрыли свои уши, как убийцы апостола Стефана, чтобы не услышать его молитвы, и вновь погрузились в привычную для них темную стихию страстей. Поэтому преподобный Марк Подвижник писал о том, что "неведение, забвение и неразумие является началом грехов".
Господин Осипов хочет подойти к греху рационалистически, а грех, живущий в людях, имеет под собой мистику ада как тайная любовь к сатане.