О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
Так называемая нравственная теория представляет Голгофскую жертву прежде всего как нравственный пример любви, а некоторые протестантские секты ограничиваются только этим.
Далее г-н Осипов пишет: "Христос проповедал спасение всему содержавшемуся там ветхозаветному человечеству". Если г-н Осипов хочет быть логичным в пределах своей компетенции, то он должен был бы написать: "человечеству ветхозаветного времени", так как ветхозаветные люди это те, кто включены в Ветхий Завет. Но вряд ли это можно объяснить одной небрежностью языка.
Скорее всего г-н Осипов хочет размыть границу между ветхозаветными праведниками и языческим миром, между монотеистическими общинами и народами, катастрофически погрузившимися в море демонического идолопоклонства. Нам кажется, что г-н Осипов хочет постепенно адаптировать людей к философской концепции о спасении во всех религиях. На словах декларируя православную веру, как единственную чистую истину, он на самом деле уничтожает ее.
Затем г-н Осипов продолжает: "Истина (в аду) стала очевидной и все праведники, то есть все, не похулившие Святого Духа, получили возможность принять Спасителя, соединиться с Ним, стать членами Его Тела - Церкви. В аду остались только те, для которых истина, правда, любовь, милосердие ненавистны и неприемлемы в принципе".
Что значит "истина стала очевидной"? Человек спасается не очевидностью, а верой, так как очевидность лишает человека свободы выбора, поэтому древние отцы говорили: сначала вера, а потом знание, т.е. вера приводит человека к очевидности; вера - это тот период и вместе с тем то состояние человеческой души, когда происходит нравственный выбор, определяющий человека как личность. Ни в одном месте Священного Писания и ни в одном святоотеческом творении не написано, что праведники спасаются очевидностью. Это также новаторская теория г-на Осипова.
После Воскресения Христа Спасителя и Его вознесения к Небесному Отцу и праведники и грешники по смерти увидят Господа (частный суд), но Христос сошел в ад человеческой душой и в Нем узнали своего Спасителя те, кто были подготовлены на земле верой; для остальных Божественное достоинство Христа не было очевидностью.
Господин Осипов пишет, что все праведники, т.е. все не похулившие Святого Духа получили возможность принять Спасителя. До этого г-н Осипов писал, что хула против Духа Святаго одна - это сопротивление очевидной истине. Значит блудник, вор, африканский людоед, жрец Ваала и т. д., не похулившие Духа Святаго, а совершившие другие грехи и не покаявшиеся в них, имеют возможность спасения.
У цыган существует своеобразная "сотериология". Они говорят, что их племя спасется, так как один из них украл гвоздь, которым хотели прибить ноги Христа. А что будет с такими гонителями христианства, как Диоклетиан, Аль-Гарун Рашид и другие, которые верили, что делают благо для народа, преследуя христианство, ведь не зная истины, они не могли и похулить ее,- неужели они спасутся? Неужели диавол не свил своего гнезда в их сердце, и эти осатаневшие убийцы, слепые в своем заблуждении, обратятся также, как ап. Павел, увидя Христа? Это все дешевый оптимизм. Человеку дан богоподобный и вместе с тем роковой дар свободы.
Господин Осипов считает, что, "в аду остались только те, для которых истина, правда, любовь, милосердие ненавистны и неприемлемы в принципе". Однако мы знаем, что среди раскольников и еретиков были люди, которые отличались милосердием, а за свою ложную идею готовы были идти, а иногда и шли на смерть. По "параметрам" г-на Осипова эти люди должны быть в небесном царстве, а по суду Церкви они преданы анафеме. Кому же нам верить: г-ну Осипову или постановлениям Вселенских Соборов? Священномученик Киприан Карфагенский пишет о том, что даже мученическая кровь не может смыть греха раскола, а великодушный г-н Осипов, отмахиваясь от свидетельства священномученика Киприана, посылает злейшего раскольника Новата через "крещение" в аду туда, где пребывают святые великие иерархи - обличители Новата.
Все Святые Отцы единодушно говорили, что спасение вне Церкви невозможно. И поэтому г-н Осипов вместе с г-ном Зайцевым и другими учениками решили построить церковь в аду. Если, там, по мнению г-на Осипова, крестят грешников Христос и апостолы, то почему не открыть там огласительного училища и не пригласить одного из профессоров?
Некий врач, не имеющий достаточно пациентов, увидел по телевизору парижскую тюрьму для привилегированных преступников под названием "Восторг" и, горестно вздохнув, сказал: "Ох, попасть бы туда". Хотя г-н Осипов и говорит, что в аду и на время побывать страшно, но по сравнению с тем, как описывают ад Святые Отцы, картину преисподней г-на Осипова можно назвать "Идиллией и восторгом для грешников".
Далее г-н Осипов делает отвод: "Однако даже и в этом случае войти в Царство, вкусив геенское "благо" вне Бога,- опыт страшный". Но ведь было сказано, что в аду грешника встречают Христос и апостолы, а рядом стоит купель крещения!
Господин Осипов уверяет нас, что Господь всегда готов спасти грешника от вечного мучения, лишь бы грешник пожелал этого. А г-н Зайцев поэтически замечает, что "двери ада могут быть заперты, но заперты только изнутри самими его обитателями", т.е. у каждого грешника в кармане ключ от ада. Но это что-то плохо вяжется с другим утверждением г-на Осипова, что в аду поджидает грешника, даже спасающегося, "опыт страшный".
Значит г-н Осипов, противореча сам себе, свидетельствует, что не от одного желания зависит избавление грешника от адских мук? И вообще абсурд: как может грешник желать себе самому огненных мук? Как может вор желать для себя удара плетки себе на спине? Г-н Осипов высказывает диаметрально противоположные взгляды. Но это не простое невинное увлечение риторикой. В любом случае он может сослаться на свое альтернативное высказывание и будет говорить, что его концепцию надо рассматривать в широком ракурсе, а не фрагментарно. Обычно модернисты прибегают к такому приему для более удобного маневрирования идеями.
Далее г-н Осипов продолжает: "Апостол пишет: ...каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон: впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 13-15). Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным. Для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но так, как бы из огня. Поэтому св. Исаак Сирин предупреждает: "Остережемся в душах наших... и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней".
"Образ прекрасный", но интерпретация его кривая. Во-первых, здесь речь идет вовсе не об адском огне, причем апостол говорит: как бы из огня, уже показывая этим не буквальный, а метафорический смысл. Здесь говорится о дне Господнем (см.1 Кор. 1, 8), а день Господень у Святых Отцов означает страшный суд как завершение земной истории.
Преподобный Ефрем Сирин, которого цитировал г-н Зайцев в своей брошюре "Расспроси ближнего..." (значит читал надгробное песнопение прп. Ефрема Сирина) пишет там же: "...И праведники и грешники проходят через искупительный огонь, чтобы выдержать испытания, но проходят праведники и огонь спокоен; едва же он увидит нечестивых, как возгорается пламенем". <сноска: Преподобный Ефрем Сирин. Надгробные песнопения в день общего Воскресения. 1900 г. Ч. IV, С.459>.
В этом песнопении говорится о том, что в день воскресения воскреснут праведники и грешники; праведники "присоединятся к ангельским ликам", а "нечестивый и лицемер подвергнутся осуждению и будут мучаться в огне и тьме". Слово "нечестивый" означает "неправо чествующий Бога", так Святые Отцы называли язычников, неверующих, еретиков и раскольников. Значит само нечестие является смертным грехом, разлучающим душу человека с Богом вопреки ложной надежде, которую хочет внушить своей аудитории г-н Осипов, да еще не просто как собственное предположение, а под видом "всем известного, древнего православного учения".
Господин Осипов цитирует прп. Исаака Сирина: "...хотя геенна подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней". Но геенну ограничивает Церковь, а точнее молитвы Церкви за усопших православных христиан, которые начали, но не довершили покаяние, а вовсе не несуществующая купель крещения, которую перенесли из храма в ад г-да Осипов и Зайцев.
Далее г-н Зайцев пишет: "А.Н.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|