Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Преподобный Иоанн Дамаскин (которого должен был читать г-н Зайцев, так как цитировал его) приводит такой пример: человек видит, как конь несется к обрыву, он знает, что конь сорвется и упадет вниз, но падение коня не зависит от предвидения человека. Бог предвидит будущее человека, но это предвидение идет как бы параллельно свободной воле и деятельности человека, не детерминизируя его.
Господин Зайцев даже не сообразил, а рецезенты его не поправили, что субъективных причин, о которых я писал, в кальвинистической сотериологии вообще не существует: Бог по неизвестным причинам с момента творения души уже отвергает или принимает ее. Если г-н Зайцев ссылается на то, чего не знает, то это "грехи молодости", а если сознательно искажает позицию своего оппонента, то это - "грехи старости", долголетние грехи. Как же г-н Зайцев думает, что язычники могут спастись "естественной совестью", когда у человека, называющего себя христианином, она не всегда срабатывает?
Господин Зайцев, когда ему нечего сказать по существу, для того, чтобы обойти неприятные для него полемические моменты, отделывается броскими фразами, которые, в сущности, ни о чем не говорят: "малоубедительный силлогизм", "преднамеренная софистика" и т.д. Не лучше было бы г-ну Зайцеву, не забегая вперед, разобрать по конструкциям мои силлогизмы и показать перед читателями их порочность; не более убедительно было бы г-ну Зайцеву указать конкретно на ошибки моей софистики? Но он или считает это трудом ниже его достоинства, или убедился, что самоуверенный тон и повторение одного и того же чуть ли не на каждой странице, вроде вбиваемых в голову гвоздей, является лучшим из аргументов, на которые он способен.
Я повторяю: софистика - это подделка под логику, где незаметно нарушаются элементарные законы самого логического мышления и благодаря словесным манипуляциям, желаемое для полемиста утверждение, даже абсурдное, выглядит внешне доказанным. Почему же г-ну Зайцеву и его учителям на основании логических законов, посредством построения им правильных силлогизмов, не уличить меня в противоречиях? Тогда сами читатели смогут сделать вывод, с которым поспешил г-н Зайцев. Он постоянно забывает, что вывод - это окончание анализа и синтеза, вообще любых умозаключеий; итог - это как бы логическая точка. Г-н Зайцев часто не кончает, а начинает свое предложение точкой. Вот пример простого силлогизма, можно сказать, азбучного уровня:
1. До пришествия Христа на землю и Его искупительной жертвы и Воскресения души умерших праведников сходили во ад.
2.Праведники не были наказаны муками, а пребывали в ожидании Христа.
Итог: в аду есть место, лишенное мучений.
Другой силлогизм:
1.Невозможна вечная жизнь в раю тем, кто не имеет внутреннего рая в своем сердце (благодати Духа Святаго), т.к. рай - это единение с Богом.
2. У грешника, неискупленного Кровью Христа, живет в сердце неисцеленный грех (прародительский и личный), препятствующий единению с Богом.
Итог: Грешник не может быть в раю, так как он лишен способности богообщения, которое осуществляется через благодать Духа Святого.
Разумеется, богословие доказывается не логикой, а церковным преданием, но поскольку г-н Зайцев обвиняет меня в софистике, т.е. в аллогизмах, то мне пришлось предложить ему обосновать свои утверждения на этой же гностической плоскости, хотя бы в "буквальной форме".
Далее г-н Зайцев продолжает: "Но суждения Отцов о "последних вещах" сводятся, главным образом, именно к свободе разумного существа сказать своему Создателю не только "да", но и "нет". "Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем даст блага, ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приготовлял себя воспринимающим".
Слова о "последних вещах", хотя они взяты в кавычки, не совсем понятны. Мы знаем другое выражение: "последние события", "последняя участь". Судя по контексту, г-н Зайцев подразумевает здесь загробную участь человека и от имени Святых Отцов, представителем которых он почему-то считает себя, заявляет, что загробное существование души эти Отцы якобы сводят в своих суждениях к свободе разумного существа сказать своему создателю не только "да", но и "нет". Другим словами, грешники могут всегда освободиться от вечных мук, если они скажут благодати Божией "да", или остаться в муках, если только захотят этого сами.
Здесь явно путаются два понятия, - путаются злостно и настойчиво: земная жизнь грешника и его посмертная участь, которая зависит не от его желания, а от его грехов. На самом деле грешник говорит "да" или "нет" искушениям в его земной жизни. Здесь гномическая воля делает выбор между добром и злом, правдой и ложью, добродетелью и грехом, благодатью и страстями, Богом и сатаной. Здесь свободная человеческая воля находится в состоянии постоянной возможности выбора мотивов и решений, но после смерти начинается другой процесс - раскрытие того нравственного потенциала, который собрал человек. Здесь грешнику может помочь только сила со стороны - сила молитв и милостыня, и то при условии веры во Иисуса Христа, покаяния в грехах и добрых дел, которые он успел совершить до смерти.
Господин Зайцев передергивает карты так, что получается, что грешник сам хочет адских наказаний, сам желает пребывать в геенском пламени. Эта мысль похожа на бред. Впрочем, приведу пример, чтобы абсурдность новой концепции стала бы для читателей яснее: человек совершил преступление, он знал на что идет, но гнев или похоть победили чувство совести и долга; его присудили к наказанию, скажем, к сечению кнутом и ссылке на каторгу. Можно ли сказать, что он пребывает на каторге потому, что хочет этого или получает удары кнута, так как отказывается сказать "нет"? Напротив, до преступления у него был выбор, после преступления - необходимость терпеть наказание.
После смерти нераскаянные грешники будут детерминизированы собственным грехом, а г-н Зайцев утверждает, что они могут принести покаяние в аду, как люди на земле приносят покаяние в храме. Если г-да модернисты договорились до того, что в аду может быть Крещение, произведенное руками апостолов, то почему бы им не поставить в преисподней аналой с требником, чтобы любой грешник в любой миг мог бы исповедаться, получить прощение и затем выйти из ада. Интересно, г-н Зайцев верит ли вообще в реальное существование ада и сатаны, или для него это только образы средневекового католичества?
Далее г-н Зайцев приводит цитату из св. Иоанна Дамаскина, где содержится мысль о том, что Бог представляет всегда блага, а диавол - ложные блага, но за человеком остается возможность принять или не принять их. В будущей жизни человек получает от Бога блага настолько, насколько он способен усвоить эти блага, т.е. благодать Божию, буквально по цитате "насколько сам приуготовил себя".
Господин Зайцев утверждает, что младенцы получают благодать потенциально, как внешнюю печать, и актуализируется она впоследствии, в зависимости от свободных человеческих усилий. То есть в зависимости от свободных человеческих усилий крещенская благодать, которая сама по себе как нетварная энергия Божества совершенна и неизменна, либо раскрывается в человеке, "воссиявает" в нем, либо утрачиается им и "гаснет".
Разумеется благодать Крещения является нетварной энергией Божества, но г-н Зайцев и его учителя забывают о том что нетварная Божественная энергия, имманентная миру, это не "безликая" сила, а действие, свойство, атрибуты Божества, и поэтому в душе человека она производит различные целенаправленные действия, дает человеку различные дары, и в каждом Таинстве осуществляет определенный Божественный замысел. Поэтому каждое Таинство имеет свое предназначение и, если можно так сказать, свою специфику, иначе существовало бы не семь Таинств, а одно.
В силу того, что благодать одна "совершенна и неизменна", слова "утрачивается" и "гаснет" могут быть терпимы как метафоры, но на самом деле благодать, полученная при Крещении, навсегда остается в душе человека, ее невозможно уничтожить и искоренить, хотя бы человек даже отрекся от Христа, поэтому Таинство Крещения не повторяется. Но на Страшном суде эта благодать будет обличать вероотступлников и злодеев, поэтому христиане на Страшном суде будут обвинены и осуждены более строго, чем те, кто не получил Крещение.
Господин Зайцев приводит цитату из "Слова" прп. Симеона Богослова: "...

Страницы: ◄ 50    51525354555657585960    61 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили