О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
* Далее г-н Зайцев продолжает: "Еще: где именно находилась "историческая Церковь" во время приостановления канонического общения между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом в середине 90-х годов минувшего столетия? Кто в этот момент оказался за бортом "спасительного ковчега" - монахи Афона (Константинопольский патриархат) или насельники русских монастырей (Русская Православная Церковь)? Литургия какой Церкви была в течение этого разрыва "мертвой формой"?
* Есть хитрость: притворяться простачком, который ничего не понимает. Временное приостановление молитвенного общения между патриархами произошло по вопросу юрисдикции эстонских приходов. Ни один патриарх не заявил, что после этой акции другая сторона осталась безблагодатной и что верующие Константинопольской или Русской Церквей остались без Литургии и Причастия.
* Я все-таки не допускаю, чтобы г-н Зайцев действительно не понимал бы, в чем здесь дело, и не мог отличить протест от обвинения в ереси. И то, вопрос о еретичестве поместной Церкви не решается так быстро и просто по "схеме", которую приписывает мне г-н Зайцев. Пример этому - Армянская церковь. Она не приняла Халкидонский собор (451 г.), однако среди армянского духовенства было немало "халкидонян" - сторонников диофизитства. Только спустя 60 лет, на Двинском поместном соборе Армянская церковь провозгласила монофизитское исповедание.
* Однажды молодой Гете, будучи студентом, слушал лекцию профессора-искусствоведа на тему: когда стиль классицизма заменил барокко. После лекции Гете задал профессору вопрос: "Вы бы не могли уточнить, в каком году это случилось?" Ответом был смех студентов. С подобным вопросом обращается ко мне и г-н Зайцев. Но, надо признаться, что кроме подобных "оригинальных" вопросов сходства между г-ном Зайцевым и Гете я не заметил.
* Любознательный г-н Зайцев задает следующий вопрос: "Может ли архим. Рафаил засвидетельствовать, что архиепископ Иоанн (Максимович) был не более как отпавшим от Церкви мирянином, а иеромонах Серафим (Роуз) не был даже крещеным, ведь и тот и другой принадлежали к неканоническому (раскольничьему) Зарубежному Синоду?"
* К известному психиатру Зурабашвили привели сумасшедшего для обследования. Доктор спросил у него, какой день после среды; тот ответил: "Четверг". Зурабашвили снова спросил: "А перед четвергом, какой день?" Больной посмотрел на него и сказал: "Ты что думаешь, ты умный, а я дурак?" Зурабашвили ответил: "Если послушать наш разговор со стороны, то придется признать, что сумасшедший не он, а я". Неужели г-н Зайцев до сих пор не узнал, что даже из еретических церквей: несториан,- монофизитов,- католиков-священнослужителей, переходящих в православие, принимают "в сущем сане"; значит, признают хотя бы формальную действительность их Крещения и хиротонии, восполняя их благодатию Церкви. А Зарубежная Русская Православная Церковь - это не ересь. Намеки г-на Зайцева на свою эрудицию наряду с такими явными ляпсусами вызывают чувство грусти, но отнюдь не лирической грусти. А если г-н Зайцев консультировался в таких вопросах со своими учителями, то мне остается только молчать, пусть за меня сделает вывод читатель.
* Новый провокационный вопрос: "Как объяснить тот факт, что Православная Церковь почитает одним из величайших своих Святых Отцов преп. Исаака Сирина, который вообще не принадлежал к "исторической Церкви", он родился, жил и скончался на канонической территории, так называемой Церкви Востока, которая к тому времени (конец VII - начало VIII вв.) не имела никаких связей с Византией, не поддерживала церковного общения ни с Римом, ни с Константинополем, ни с Иерусалимом, ни с Антиохией, ни с Александрией и формально была несторианской?"
* Наверно православные иерархи, современные Исааку Сирскому, могли лучше судить о его вероисповедании, чем г-н Зайцев и те ученые, которые хотят доказать, что Церковь настолько беспринципна, что анафематсвуя несториан, она причислила к лику святых еретика-несторианина. Какое удовольствие рационалистам иметь случай посмеяться над Церковью( Очень жаль, что к их злорадному смеху присоединили свое хихиканье г-да зайцевы. Нужно знать историю Византийской Церкви и особенно отношение ее к несторианству (хулителям Божией Матери), чтобы увидеть, что такая грандиозная провокация или ошибка невозможна; подобного обвинения до последнего времени никогда не выставляли враги Православия в лице еретиков и сектантов.
* Известный историк Церкви Болотов, к которому питают симпатии модернисты за введение протестантского термина "теологумен" в православный обиход, писал, что несторианство распространилось на Востоке не сразу, а путем борьбы и кровавых гонений, что еще в VII в. были несторианские соборы, осуждавшие православных архиереев и богословов, тех, кто желал воссоединения с греческими Церквями.
* В истории Церкви были случаи, когда в одной и той же епархии оказывались два епископа - православный и еретик, так как в то время связь духовенства с мирянами в вопросах хиротонии была более тесной и органичной, чем в последующие века. Вполне естественно, что у православных халдеев-сирийцев епископ был также православный.
* Характерно, что епископское служение прп. Исаака Сирского продолжалось весьма короткий срок. Он оставляет кафедру и вновь удаляется в пустыню. В житии Исаака Сирского упомянут только повод, но умолчено о причине. Неужели традиции Православной Церкви, в том числе литургическая и патрологическая, для г-на Зайцева стоит меньше, чем усилия протестантских ученых найти повод для обвинения Православной Церкви в фальсификациях и противоречиях?
* С каким бы наслаждением эти люди называли бы прп. Макария Великого мессалианином, прп. Исаака Сирианина - несторианином, а святителя Иоанна Златоуста - оригенистом. Клевета на последнего попала даже в такое авторитетное издание, как энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
* Я вспоминаю один случай из моей молодости. Недалеко от Тбилиси, в давно закрытом и разграбленном монастыре Иоанна Зедазенского поселился новый сторож - бывший начальник Кутаисской милиции, которого выгнали с работы за какие-то служебные злоупотребления. Он устроился сторожем от Комитета охраны памятников в монастырь и жил в небольшом домике, который сохранился от прежних разрушенных корпусов. Этот человек, найдя в комнатке икону, висящую в углу на стене, выбросил ее, а в кивот вставил портрет Сталина и повесил на прежнее место. Монастырь навещали богомольцы, которые приносили с собой продукты, устраивали трапезу в этом домике, а иногда оставались ночевать. Привыкнув видеть икону в полутемном углу, они крестились и кланялись портрету "вождя", а бывший милиционер смеялся и говорил: "Вы поклонились Сталину как иконе, теперь вы "сталинцы"".
* Подобную шутку хотят проделать с нами и г-да модернисты, говоря: "Вы думали раньше, что молитесь и поклоняетесь святым, а на самом деле вы молитесь еретикам, над лжеучениями которых Церковь произнесла анафемы, молитесь, кланяетесь и лик их целуете".
* Несколько отвлекаясь от темы, я хочу добавить, что видел этого шутника сторожа через десять лет в Сигнаги: он был слепым, у него дрожали руки, он искал своего знакомого - бывшего учителя, а потом священника Мелхиседека Хелидзе, чтобы о чем-то поговорить с ним. Что ему было нужно, почему он настойчиво добивался этой встречи,- не знаю, может быть, это было попыткой покаяния.
* Далее г-н Зайцев пишет: "А как архим. Рафаил прокомментирует те прямые свидетельства церковного Предания, которые прямо говорят о возможности посмертного Крещения и спасения через ад, т.е. минуя "историческую Церковь?"
* Во-первых, я должен прокомментировать нечестность г-на Зайцева, который выдает апокрифическую легенду в одном случае за жития святых, а во втором случае - за Предание Церкви, хотя Предание Церкви это не фрагмент из творений Святого Отца, а согласное учение всех Отцов Церкви. Он хочет найти подтверждение своему мнению в словах св. Марка Ефесского, но интерпретирует их по-своему. В общем, свидетельств - "кот наплакал", а ссылок на них - целое море...
* Господин Зайцев ссылается на один из списков жития св. Григория Двоеслова, который является не переводом жития этого великого святого, а устным и очень отдаленным пересказом. Оно начинается так: "Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Траяна была освящена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей". Далее идет апокриф, который имеет своим основанием древнее житие св. Григория Диалога, но исковерканное и переиначенное.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|