Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


"Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут нетленными и совлекут с себя тление, и предстанем перед страшным судным престолом Христовым; и диавол и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивцы, и грешники будут преданы в огонь вечный, не вещественный, как тот, что у нас, но такой, о каком может знать Бог. А творившие добро, словно солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизнь вечную вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда видя Его, и будучи видимы Им, и наслаждаясь нескончаемым веселием от Него (ср. Мф. 25, 31, 46; Ин. 5, 29 и др.) (Сноска: Творения преподобного Иоанна Дамаскина с. 337).

Мне хочется закончить разбор главы "Сошествие во ад" словами св. Феофана Затворника: "И вера без дел и дела без веры ничего не значат". "Благодать Духа Святаго, как сила во спасение, необходима для нас, и только она одна содевает в нас спасение наше... Благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через Таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов" (сноска: Святитель Феофан Затворник. Против лжеучителей, Санкт-Петербург 1996,  с.26; 28-29).

Теперь перейдем к следующей главе.

VIII Глава. Сосуществование двух Заветов 

  • Какова цель г-на Осипова внушать своим слушателям учение о существовании Ветхого и Нового Заветов, при том, извращая само понятие Ветхий Завет? Цель вполне теософская - показать, что люди, не верующие во Христа и не знающие Христа, находятся в Ветхом Завете, в какой бы исторический период они не жили. 
  • Первая неправда. Ветхий Завет как раз учил о Христе со времен Адама, и люди, находящиеся в Ветхом Завете, т.е. включенные в Ветхий Завет, верили во единого Бога и в обещанного им Мессию. Г-н Осипов в своих теософских целях подменяет понятие ветхозаветного времени как периода от Адама до Христа словами "Ветхий Завет", т.е. союз Бога с человеком, включающий определенные условия, которые человек должен исполнить. Поэтому г-н Зайцев, манипулируя двумя понятиями, произвольно включил в Ветхий Завет как древних идолопоклонников, так и современных иноверцев, а также людей, руководствующихся началами не религии, а философии.
  • Ожидания людей Ветхого Завета исполнились; они были искуплены Христом (оправданы), т.к. были подготовлены к спасению своей верой. Господин Осипов, включив язычников - идолопоклонников и философов, индифферентных к вере, в Ветхий Завет, хочет показать, что они без веры и без надежды на грядущего Спасителя получат вечную жизнь во Христе благодаря одним добрым делам.
  • Язычество,- по словам псалмопевца, "бог и язычников - суть бесы",- демонообщение, демонопоклонение, союз с сатаной. Теперь демонопоклонников г-н Осипов хочет показать как участников Завета с Богом. Цель г-на Осипова - извратить само понятие веры, уничтожить ее как первое и необходимое условие для спасения, заменить веру моралью.
  • Господин Осипов даже забывает, насколько низкой и развращенной была мораль языческого мира, хотя надо отметить, что там существовали определенные традиции и законы, но вовсе не тождественные ни с Откровением Божиим, ни с так называемой "естественной совестью" человека. Пророки писали о мерзости язычества: прежде всего как замене Бога демонами, а затем как нравственной развращенности. Поэтому, если мы даже условно примем концепцию г-на Осипова о спасении по делам "естественной совести", то среди язычников, выдержавших такой суд, было бы очень немного людей, как говорится "кот наплакал".
  • Жестокость и насилие были нормами языческого мира и основой общественных структур. Постоянная путаница двух понятий: ветхозаветного Закона и ветхого человека, в смысле человека, не пробужденного к духовной жизни и жившего по своим страстям,- является основным методом г-на Осипова в этом вопросе, чтобы запутать читателя.
  • Между тем, ветхозаветный Закон и ветхий человек вовсе не одно и то же. Наоборот, древнее Предание, включавшее в себя заветы Адама, Ноя и Авраама и закон Моисея, призывало людей верить в единого Бога и Его Мессию, бороться с греховными страстями и быть милосердным к людям. Если мы сравним законы Моисея с законодательствами языческих народов, то мы увидим огромную разницу: закон Моисея был основан на высокой нравственности, законы языческих стран - на насилии и порабощении, где само право для немногих основывалось на бесправии большинства. Если мы сравним религиозные обряды ветхозаветного храма, имевшие прообразательный характер и высокий символический смысл, с языческими обрядами, включающих человеческие жертвоприношения и ритуальный разврат (например, вакханалии, мистерии Асириса, обряды шиваистов, празднества инков в честь солнца), а также семейную жизнь библейских ветхозаветных праведников и язычников, то мы увидим, что Ветхий Завет похож на луч света в подземном царстве.
  • Язычники жили в ветхозаветное время, но не в Ветхом Завете. Путаница этих понятий является возмутительной. Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать язычников в одном ракурсе с ветхозаветными праведниками, что так хочется г-ну Осипову. Главной целью Ветхого Завета было приготовление людей к пришествию Мессии. Ветхий Завет не может существовать в настоящее время уже потому, что он исполнился в лице Христа, как исчезает зерно, которое дало из себя колос.
  • Теперь Ветхий Завет с ожиданием Мессии был бы отрицанием уже пришедшего Мессии, т.е. Иисуса Христа из Назарета. Разумеется, в Откровении Божиим, данном ветхозаветным людям, было высокое понятие о Боге, нравственные заповеди, примеры и назидания, которые принадлежат всем временам, но ведь не об этом говорит г-н Осипов, а именно о том, что в Ветхом Завете без самооткрытия Божества, без обязательных нравственных правил, без ожидания Мессии находятся все народы. С кем они, интересно, заключили союз и какой союз?
  • Все доказательства г-на Зайцева основываются на перетасовке трех понятий: Ветхий Завет, ветхий закон и ветхий человек. В апостольских Посланиях и патристике ветхий человек означает пораженного грехом, живущего под импульсом своих страстей, не знающего Бога или противящегося Ему. В этом смысле ветхий человек является антигностом Ветхого Завета - союза Бога и человека до пришествия Христа.
  • Господин Зайцев говорит: "Святые Отцы Церкви оценивали понятие "Ветхий Завет" не по каким-то внешним, историко-хронологическим или другим формальным признакам".
  • Когда Святые Отцы говорили о Ветхом Завете как историки и богословы, т.е. употребляли слово "Ветхий Завет" в буквальном, реальном смысле, то они определяли его как раз по внешним, "историко-хронологическим или другим формальным признакам". Но когда употребляли слово "Ветхий Завет" в относительном, условном, метафорическом или психологическом значении, то тогда пользовались этим понятием как средством языковой выразительности - иносказательно - символически.
  • В византийских академиях были специальные предметы, называемые поэтикой и риторикой, где подробно разбирались все возможности и способности речи, а также литературные стили и жанры. К сожалению такого специального предмета в наших духовных школах не существует, и поэтому если человек не имеет нужного самообразования, то он легко может запутаться, где буквальная речь, где косвенная, где логическое подлежащее, где его предикат, где буквальный смысл слова или понятия, не меняющийся в зависимости от контекста или взаимодействующим с ним фактором, а где он имеет относительное условное значение, т.е. является не самостоятельной реалией, а средством изображения. Добавлю, что еще легче запутаться, когда тебя сознательно путают.
  • Далее г-н Зайцев продолжает: "Ветхий Завет был для них прежде всего духовной реальностью, выражением которой служит родственное понятие "ветхий человек".
  • Во-первых, "духовная реальность" Ветхого Завета - это ожидание Мессии, но об этой реалии почему-то г-н Зайцев умалчивает. Для него реалия Ветхого Завета - это понятие "ветхий человек". Однако слово "ветхий человек" не является синонимом Ветхого Завета. Ветхий человек - это человек, живущий под законом греха. Ветхий Завет - это богоданный путь ко спасению, который должен завершиться во Христе, Спасителе мира, в Его Голгофской жертве. Не все ветхие люди были включены в Ветхий Завет, а только те, кто верил в единого Бога, хранил Предание и ожидал Мессию. Г-н Зайцев, представляющий в данной брошюре г-на Осипова, другого мнения об этом. Он говорит: "Ветхий Завет - это жизнь по естественному закону, по закону совести в рамках ветхой, не-обновленной благодатью Святого Духа природы".

Страницы: ◄ 30    31323334353637383940    41 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



О смерти
Размышления о четках
О чётках
Мистерия времени
В сердце источники жизни и смерти
О демонизме в поэзии
Горы - царство монаха
О подвижниках последнего времени
Ложь модернистов о митрополите Филарете
Красота безмолвия
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили