О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
- В таком случае Ветхий Завет, включающий в себя первобытное Предание и четыре известных нам Завета: Адама, Ноя, Авраама и Моисея (последний зафиксирован как письменный закон), эти главные вехи в истории Ветхозаветной Церкви, эти четыре этапа в союзе Бога с человеком, а точнее с общиной, принявшей этот союз, оказываются ничем, оно ничего не прибавило и не дало человеку; вступил ли человек в Завет или не вступил - он не имеет преимуществ или потери. Более того, г-н Зайцев отождествляет Ветхий Завет с жизнью по "естественному закону". Для чего нужны явления Божества праотцам и особенно Моисею,- непонятно.
- Господин Зайцев многократно говорил, что "естественный закон" и "естественная совесть" вложены в природу человека. Выходит, что Ветхий Завет - не Откровение Божие, а проявление человеческой природы. Все это нужно для того, чтобы смешать в одну бесформенную массу хранителей ветхозаветного Предания и язычников-идолопоклонников. Наверное, Сократ столько не трудился, чтобы познать себя, а через себя - первопричину мира, как г-н Осипов - чтобы уровнять Сократа с Моисеем и ввести его в круг ветхозаветных святых, а за Сократом - всю плеяду античных философов, и всех остальных идолопоклонников.
- Далее г-н Зайцев продолжает: "Ветхий (естественный) Завет служит духовным приготовлением к принятию Нового (сверхъестественного, благодатного) Завета".
- Итак, г-н Зайцев называет Ветхий Завет естественным, значит явление Святой Троицы Аврааму - это "естественное" явление природы? Разве громы и молнии и мрак на Синае - это атмосферное явление? Разве Бог являлся людям для того, чтобы сказать им: "Живите, как жили, по своему природному естеству. Подчиняйтесь своей совести, а об остальном вы узнаете после смерти?" И вообще, может ли быть феофания естественной, а богоявление - не несущим в себе новое?
- Господин Зайцев хочет уверить нас, что Пятикнижие Моисея и книги пророков - это то же самое, что совесть язычников. Напротив, Ветхий Завет, особенно Синайское богоявление, дали людям новое познание о Божестве, открыли волю Божию через нравственный закон - отношения человека к Богу и людям.
- Если бы это был естественный закон, то у других народов были бы равноценные аналоги Синайского десятисловия и законодательства, были бы подобные библейским пророчествам откровения о будущем, были бы прообразовательные обряды и ожидания Мессии. Поэтому объяснить Ветхий Завет как естественное состояние человека это значит заниматься сознательной фальсификацией и отрицать Откровение, данное до Рождества Христа Спасителя.
- Далее г-н Зайцев пишет: "Ветхий Завет, настаивают они (Святые Отцы), продолжается в новозаветную эпоху не только для "внешних", то есть тех, кто по объективным причинам не услышал евангельской проповеди в своей земной жизни, но и для большинства христиан, - для всех тех членов Церкви, которые реально не пережили еще обновления своего ветхого естества, не пережили рождения от Святого Духа (не путать с принятием Таинства Крещения, которое является лишь залогом этого рождения)".
- Во-первых, Святые Отцы не настаивают, они молчат, а может быть, удивляются беспардонности модернистов. Раньше г-н Зайцев ограничивался словами, что "святые высказывали такую мысль", теперь пишет, что "святые настаивают", т.е. спекуляция именами святых приобретает все более нарастающий и категоричный характер. На чем же все-таки "настаивают" эти неизвестные святые, за которых говорит и горячится г-н Зайцев?
- Оказывается, на том, что Ветхий Завет продолжается в новозаветную эпоху не только для людей, не слышавших евангельское учение, но и для большинства христиан, для "тех членов Церкви, которые реально не пережили еще обновления своего ветхозаветного естества, не пережили рождения от Святого Духа (не путать с принятием Таинства Крещения, которое является лишь залогом этого рождения)".
- Простите, но об этом говорили не Святые Отцы, а говорили и говорят протестантские пасторы. Они говорят о рождении Духом Святым, отдельным от Крещения, об определенном внутреннем воодушевлении, которое переживает человек. Как далека эта экзальтированность от переживания богоявления Отцов Восточной Церкви, которые никогда не называли его вторым рождением, а только видением тайны будущего века, притом такому видению предшествовала глубокая покаянная молитва, а после явления божественного света, - еще большее чувство своей греховности.
- Здесь мы видим не Святых Отцов, но Билли Грэхема с его призывом принять Дух Святой после его проповеди, родиться заново и стать новым творением. Иногда проповеди и лекции протестантских пасторов оканчиваются призывом: "Кто принял Духа Святого, поднимите руку" или "Кто реально принял Духа Святого и пережил свое обновление, выходите на сцену, чтобы вас видели наши младшие братья, а остальные сидите на месте". После этого некоторые по очереди рассказывают, как они "приняли" Духа Святого и что пережили при этом. Не Святые Отцы, а протестантство - это тот маяк, к которому хотят направить корабль Церкви обновленцы.
- Далее калужский теолог пишет: "Речь идет не только о номинальных христианах, для которых членство в Церкви лишь дань традиции или же средство для достижения личной корысти (карьерный рост, обогащение, слава и т.п.). Это относится и к искренним и благочестивым христианам, которые, однако, не освобождены еще от власти ветхого человека".
- Здесь опять Ветхий Завет путается с ветхим человеком. Автор продолжает развивать протестантскую идею. К Ветхому Завету относятся "искренние и благочестивые христиане, которые, однако, не освобождены еще от власти ветхого человека". Святые Отцы никогда не учили о том, что, приняв благодать, мы полностью, раз и навсегда освобождаемся от "ветхого человека" с его страстями и грехами. Мы вступаем с ним в борьбу, а до конца победить "ветхого человека" во время земной жизни не удается даже святым, иначе они не грешили бы. Поэтому для святых спасение всегда остается даром Божиим.
- В словах автора чувствуется сектантская экзальтированность от уверенности в том, что субъективное состояние религиозного воодушевления, которое они принимают за "рождение" Духом Святым, уничтожает в них "ветхого человека". Достаточно ознакомиться с аскетической православной литературой, чтобы узнать о благодати, которая все больше открывает перед человеком бездну его грехов и переживание ада в собственной душе. "Я буду там, где диавол", - говорил прп. Пимен Великий - этот земной ангел. "Прямо в рай", - бодро говорят сектанты. Вот что пишет об этом ап. Павел: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек( Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7,23,24).
- Во-первых, ап. Павел отличает естественное состояние человека от закона Божиего и свидетельствует, что, действуя по закону Божиему, он получает удовлетворение. При этом слово "закон Божий" может относиться как к Ветхому, так и Новому Заветам. Затем ап. Павел говорит о другом законе, находящемся в членах человека и противоборствующем "закону ума". Он называет его "законом греховным". Он восклицает: Бедный я человек( Кто избавит меня от сего тела смерти?
- Разумеется, ап. Павел говорит здесь не о природе тела, созданного Богом, а о грехе, проявляющемся через тело. По мнению калужского теолога, истинный христианин только тот, кто освобождается от власти "ветхого человека", т.е. превосходит ап. Павла, который сказал: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим. 7,25).
- Значит (если автор не оговорился), все христиане находятся в Ветхом Завете, так как "ветхий человек", говоря современным диалектом, активно проявляет себя во всем человечестве, не исключая г-на Зайцева. Разумеется, каждый человек способен ошибаться, но некоторые мыслители ошибаются так "удачно", что на ошибках строят целую концепцию.
- Святые Отцы использовали в своих поучениях и проповедях все изобразительные средства речи: метафоры, гиперболы, сравнения, иносказания и т.д. Один из авторов капитального труда "История Византии" академик Сказкин, несмотря на жесткую цензуру, существующую при власти коммунистов, писал, что у величайшего оратора древности Демосфена был только один преемник, равный ему, - это святой Иоанн Златоуст.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|