Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Во-первых, что за выражение - "чистейшую жизнь"? Она вообще невозможна для человека, пораженного первородным грехом, а в контексте - к тому же не знающего Бога. Чистейшую жизнь, т.е. жизнь без греха, могла проводить только Дева Мария. Даже праведники не могут прожить одного дня без греха. Преподобный Макарий Великий пишет, что у святых остаются в душе некие темные пятна, которые очищает благодать как дар Божий. Поэтому и для праведников спасение не заслуга, а снисхождение и милость.

Жизнь великих подвижников была полна внутренних искушений, которые не всегда кончались благополучно, поэтому слово "чистейшая жизнь" по отношению к неведующим Бога богословски не выдержано и вряд ли может принадлежать такому глубокому и философски отточенному уму, как прп. Иоанн Дамаскин.

Что касается совершения "всевозможных добрых дел", то такому букету добродетелей позавидовали бы величайшие святые. А что такое "не наставлены, не научены" вере? Обратим внимание на то, что эти лица противопоставляются евреям, получившим Писание - закон Моисея (а впоследствии богодухновенные книги пророков), где ясно и подробно записано Откровение Божие, учреждено четкое календарное богослужение со сложными преобразовательными обрядами и даны нравственные заповеди и правила, охватывающие религиозную и общественно-семейную жизнь. Значит мы имеем основание думать, что речь идет о тех монотеистах, которые не были приобщены к законам Моисея, не вошли в число иудейских прозелитов, а руководились Преданием, берущим начало от Адама и Ноя.

Так как я сказал о возможной неточности или тенденциозности перевода, осуществленного или переработанного епископом Иларионом (Алфеевым), тогда игуменом, то должен дать ответ, по какому праву и на каком основании я могу подозревать епископа Илариона в тенденциозности. Отвечу. Сам Владыка Иларион явно симпатизирует учению о спасении вне христианской веры и приводит как авторитета митрополита Антония Сурожского. Получается цепь доказательств: г-н Зайцев ссылается на епископа Илариона, епископ Иларион на митрополита Антония... Остается только митр. Антонию (Блюму) сослаться на г-од Осипова и Зайцева и процитировать для доказательств своей позиции брошюру "Расспроси ближнего...".

Владыка Антоний (Блюм) - колоритная фигура в церковной жизни русского Зарубежья, и я позволю сказать, апокалиптическая фигура. Он начал свою писательскую деятельность как продолжатель святоотеческой традиции. Затем неожиданно предстал перед своими читателями как эклектик, который пытался соединить в одно православную аскетику с католическим визионерством и протестантским пиетизмом.

В 1966 году во время встречи со студентами Московской Духовной Академии ему был задан вопрос: "Возможно ли спасение вне Христа", на который православный митрополит ответил: "Я сказал бы да". Студенты должны были бы спросить его: "А зачем ты тогда нужен, Владыко?" Но они из вежливости промолчали.

Закон падения неумолим. Человек, теряющий Бога, впоследствии теряет свою собственную человечность. Когда тому же митрополиту Антонию - уже старцу,- несколько лет тому назад был задан вопрос, как он относится к абортам, то архипастырь, каждый год читающий Евангелие о избиении вифлеемских младенцев Иродом, вдруг проявил определенное снисхождение к преступлению Ирода, ответив, что при некоторых обстоятельствах, например, при подозрении, что ребенок родится больным, аборт разрешается, даже больше, это доброе дело. Это сообщение появилось в печати и в некоторых церковных кругах было воспринято с ужасом. Если священник или архиерей говорит, что аборт разрешается, тем более, когда такой священнослужитель имеет авторитет в Церкви, то на его рясе останутся брызги крови убитых младенцев. Нам до сих пор хочется думать, что это недоразумение, но опровержений мы не встречали.

Эта апокалиптическая линия: - сначала потеря веры в Христа как в единственного Спасителя; затем потеря веры в вечную жизнь, так как митрополит, разрешая убивать больных младенцев во чреве, лишает их права и возможности на включение в Церковь, освящения их Таинствами и, следовательно, отрицает их право на вечную жизнь с Христом, - наконец обрывается у бездны: ради земного счастья человека допускается все, даже убийство его детей. Это последнее слово гуманизма.

Иеромонах Илларион (Алфеев), описывая диалог митрополита Антония со студентами, приводит объяснение маститого архиерея, почему он дал такой экстравагантный ответ, противоречащий архиерейской клятве. Оказывается, митрополит встречал людей, "дошедших до такой степени знания Бога, что не хватает лишь имени Иисус" (в стенографической записи этой беседы содержится более подробное указание митрополита Антония, что он имел в виду иудеев и мусульман, с которыми долгое время общался в Иерусалиме).

Далее иеромонах Иларион пишет: "Можно ли себе представить, - спрашивает Владыка Антоний, - что когда подобный человек после смерти предстанет перед лицом Господа, он не узнает: "Вот Кого я всю жизнь искал, вот ответ на все мои недоумения"? (сноска: Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры с. 260).

Митрополит Антоний (Блюм) рисует какую-то идеалистическую картину. Оказывается иудеи и мусульмане недоумевают и сомневаются в своей религии, находятся в постоянном поиске и смятении, но, однако, творят добро, да еще такое, которому может позавидовать христианин. Мусульманин считает добрым делом иметь четыре жены, а наложниц - сколько угодно, лишь бы позволяли средства, - это для него добро. Я не буду останавливаться на заповедях Корана, относящихся к этой стороне жизни.

Естественная совесть вовсе не говорит им, что брак-это единство двух личностей - мужчины и женщины. Вряд ли регламентируемое добро, предписанное Талмудом, может вдохновить митрополита Антония и г-на Осипова. Еще менее вероятно, чтобы адепты восточных оккультных религий искали бы не Люцифера, а Христа. О каких же иудеях и мусульманах говорит владыка Антоний? Неужели в своих культах и ритуалах они подсознательно поклонялись Христу? Это ужа кришнаитский догмат: "Какому бы ты божеству не поклонялся, твое поклонение приемлет Кришна".

Неужели, когда язычник поклоняется Венере, это поклонение принимает Христос? Если Коран и Талмуд совпадают с естественной нравственностью, то значит она по природе своей относительна, неустойчива и релятивна. А если не совпадает, то на какой улице Иерусалима врач по фамилии Блюм встретился с живущими по Евангелию мусульманами-диссидентами?

Неудовлетворенность своей религией еще не делает людей христианами; она может сделать их скептиками и индифферентами. Язычники в Афинах воздвигли алтарь неведомому богу, а когда ап. Павел стал говорить им, что неведомый Бог, Которого они ищут, - Воскресший Христос, то они начали смеяться над апостолом и не захотели его слушать дальше.

Господа Осипов и Зайцев, епископ Иларион и митрополит Антоний считают естественное человеческое добро самодовлеющей силой, забывая о том, что добро нашего греховного естества проедено как червями гордостью, тщеславием, расчетом и другими страстями. Поэтому пророк Исаия сравнивал человеческую правду, именно правду без Бога, с оскверненной грязной одеждой. Святые Отцы говорят, что истинное добро - это добро, сделанное ради Христа не только в ожидании награды от Христа, но в мистическом видении Христа, принимающего это добро через человека.

Святые Отцы считали истинным добром то, что совершается благодатью Духа Святаго. Само по себе естественное добро не может спасти человека, но может привлечь к нему милость Божию. Эта милость может быть многообразной: в аду как и в раю обителей много. Но милосердие без веры не может соединить человека с Христом; а в будущей жизни вера упразднится, поэтому по смерти душа уже не изменится от встречи с Христом.

Говоря о добрых делах неверующих во Христа, современные модернисты поступают более радикально, чем пелагиане. Пелагиане считали для спасения необходимым веру в Христа, но переоценивали естественные силы человека и считали, что спастись можно без благодати, как необходимого фактора для богообщения. Для современных модернистов даже веры в Христа для спасения не требуется,- у них человек спасается без Бога, а все остальное, как, например, выдумки о посмертном Крещении, является маскировкой религиозного нигилизма.

Страницы: ◄ 20    21222324252627282930    31 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



Реплика к модернистам
О внутреннем преображении
О мистике и эстетизме иконы
О болезнях диспута и дискуссии
Неоправославие или неоморализм?
Любовь или любодеяние?
О некоторых опасностях исихии
О любви - 1
Ответы на вопросы радио «Радонеж»
О страсти гнева
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили