Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Максим Исповедник говорит о том, что свобода человека осуществляется через жизнь по Богу, и тогда гномическая воля соединяется с природной. Когда человеком овладевает сатана, он оказывается порабощенным, и его воля подвергается саморазложению. Этот процесс разрушения гномической воли имеет свое завершение в аду. Я думаю, что протоиерей Иоанн (Мейендорф) не заинтересован в искажении учения прп. Максима Исповедника.

Возвращаясь к цитате из Иоанна Дамаскина, мы хотим отметить, что заключительные слова-"каждый становится причастником блага, насколько приготовил себя быть способным к восприятию их"-означают, что это приготовление является главной целью земной жизни, иначе она потеряла бы свой смысл. Образно говоря, земная жизнь - это трамплин к вечности.

Вообще концепция г-на Осипова является, по-нашему мнению, одним из многих вариантов оригенизма. Душа по смерти направляется в ад, как в увлекательное путешествие. Она сама определяет себе место, какое ей понравится, и может пребывать в нем, сколько ей будет угодно. Если же она пожелает выйти из ада, то засовы ада, которыми, по художественному выражению г-на Зайцева, закрывают ад изнутри, будут раздвинуты, и душа, пожелавшая рая, окажется в раю. Интересно, на этом исполнение ее желаний заканчивается? Или же, если она захочет быть вместе с Херувимами, то она по желанию окажется там? В общем г-н Осипов нарисовал ад, руководясь не древними Отцами, а старой пословицей: "Не так страшен черт, как его малюют".

Господин Зайцев призывает меня покаяться, набраться мужества и принести публичное (подчеркивая это слово) извинение перед г-ном Осиповым. Хотя монашеская жизнь должна быть непрестанным покаянием, но все-таки я не могу покаяться в исповедании православной веры и принципа соборности Церкви, которая обязывает меня не только лично хранить чистоту веры, но и исповедовать ее, а если надо, выступать в ее защиту.

Меня удивляет, почему г-н Зайцев, употребляя слова "ложь" и "клевета", ни одного раза не указал конкретно, какое положение в концепции А. П. Осипова я извратил или подменил. Но если я ничего не извратил и не подменил, то значило бы, что г-н Осипов отказывается от своих взглядов, а он вряд ли сделает это, тогда ему пришлось бы принести публичное извинение перед всей Церковью.

Далее г-н Зайцев продолжает: "Вот еще несколько святоотеческих текстов, содержащих общепринятое в древней Церкви учение, за которое архим. Рафаил обвиняет А. П. Осипова в ереси",-и приводит высказывание св. Иринея Лионского: "Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него... но для всех вообще людей, которые... желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет, ...воскресит и поставит в Свое Царство".

Мысль священномученика Иринея вполне ясна. Христос пришел не только для тех, кто уверовал в Него как в Мессию через проповедь апостолов и их учеников, но и для тех людей, которые желали видеть Христа до Его пришествия, т.е. верили и надеялись, что грядущий Мессия спасет их. Эта вполне православная мысль, и нас удивляет, что г-н Зайцев привел ее в доказательство того, что спасутся неверующие в Христа. Как можно "желать видеть Христа и слышать голос Его", ничего не зная о Нем, что пытается доказать г-н Зайцев? Здесь вопрос о том, что праведники Ветхого и Нового заветов - те, кто верили в обетованного Мессию и те, кто верят в пришедшего Мессию, - будут одинаково спасены Им - такова неизменная вера Церкви.

До каких, изворотов и лукавств доходит г-н Зайцев, лишь бы доказать "правоту" своего учителя, который считает, что Господь спас в Своем сошествии во ад всех людей, независимо от их вероисповедания, имея в виду "добрых" идолопоклонников. Этнографы описывают доброту и честность некоторых африканских племен, которые считали священным долгом оказать гостеприимство и защиту чужестранцу, а если нужно, сопровождать его за десятки километров, чтобы он не заблудился, и в то же время эти люди приносили пленников в жертву своим богам и поедали их без всяких сантиментов. К каким язычникам отнесет их г-н Зайцев: добрым или злым?

Далее г-н Зайцев приводит цитату прп. Иоанна Дамаскина в переводе епископа Илариона (Алфеева): "Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского - немногочисленные и известные всем".

Повторим еще раз, Бог оправдал, т.е. спас не только ветхозаветных евреев, которые через Моисея получили Закон и по сравнению с прежними веками более развернутую догматику, а также четкие нравственные заповеди; но также людей из тех народов и племен, которые сохраняли древнее Предание, в котором заключалась вера в единого Бога, ожидание Мессии, нравственные требования и обряды преобразовательного значения, т.е. самое необходимое для спасения. Назовем это условно и несовсем точно "догматическим минимализмом". Господь. спас их наравне с праведниками иудейского народа.

Но в самом цитируемом тексте мы встречаем некоторые несоответствия, которые приписываем тенденциозному переводу или сомнительному источнику (ранее этот текст не переводился на русский язык). Сам епископ Иларион симпатизирует тем модернистским учениям, которые породил или реанимировал наш больной век. В прошлое время религия была теоцентричной: человек мыслился как духовная личность по отношению к Богу; даже более,-человек мог стать истинным человеком только в Боге. Теперь религия все более становится по своему характеру антропоцентричной. 

Главная ценность - человек, а Бог - только средство. Более того, Бог мыслится Богом только по отношению к человеку. Поэтому православная традиционная сотериология как препятствие должна быть опрокинутой, уже делаются попытки поставить человека над Богом. Дух либерализма нашел свое выражение, как бы воплощение в модернистах. В какой-то мере он отразился в богословской литературе нашего времени. Я позволю себе сказать, что современное богословие трагически теряет свое прежнее целомудрие.

Приведем дальше цитату из Иоанна Дамаскина в переводе епископа Илариона (Алфеева): "Нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий, уверовавший в Него, не погибнет".

Эта фраза наводит на мысль, что текст или поддельный и не принадлежащий Иоанну Дамаскину, или же искажен переводчиком, тем более, что в прежних изданиях Иоанна Дамаскина он не фигурирует. Как можно писать, что нет ничего "чудесного, незаслуженного, странного" в том, что Христос спас уверовавших! Именно это было чудо, которому изумились Ангелы. Это был незаслуженный для людей дар Божий. Многие из Отцов Церкви говорили, что никакими подвигами нельзя заслужить царства Божия, что это дар - милосердия, а подвиги святых - условия, благодаря которым человек может воспринять этот дар. Препожобный Исаак Сирский сказал: "Не дерзай называть Бога справедливым (по отношению к человеку), ибо какая справедливость: мы согрешили, а Он распялся за нас". Разумеется, под этими словами понимается справедливость в смысле взаимоотдачи, а Бог совершил высшую справедливость любви в Голгофской жертве.

Надо сказать, что похожие, но далеко неадекватные выражения находятся в молитве прп. Иоанна Дамаскина, а именно: "Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея" <Молитвы на сон грядущий.>. Но в молитве отражен эмоциональный настрой человека, в данном случае покаяние. Ему кажется, что все на свете, кроме него одного, заслуживают спасения. Александрийский кожевник (из "Жития прп. Антония Великого") говорил: "Все люди спасутся, один я погибну". Но только глупец мог бы обвинять сапожника в паноригенизме. Однако в богословском трактате, где автор пишет языком четких суждений и идей, такие выражения не уместны и вызывают подозрения, что текст подложен или искусственно искажен.

Еще более смущают нас следующие слова цитаты: "Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершили всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней, и остались вовсе ненаученными".

Страницы: ◄ 20    21222324252627282930    31 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



Реплика к модернистам
О внутреннем преображении
О мистике и эстетизме иконы
О болезнях диспута и дискуссии
Неоправославие или неоморализм?
Любовь или любодеяние?
О некоторых опасностях исихии
О любви - 1
Ответы на вопросы радио «Радонеж»
О страсти гнева
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили