Еще раз напомним, что учение о спасении человеческими силами, без необходимости спасающей благодати, было осуждено на Карфагенском Соборе (конец IV в.) в самой крайней форме - отлучением от Церкви - анафемой.
Конечно, наших модернистов анафемой не испугаешь, они считают ее отжившим средневековым постановлением, несовместимым со свободой мнений и слова. Я благодарен Владыке Илариону, что он привел в своей книге "Тайна веры" мнения двух модернистов, которые приоткрывают истоки этого явления. Первый - протоиерей Александр (Туринцев) прямо и с подкупающей откровенностью говорит о том, что новое учение о спасении и конце адских мук не только отличается, но и противостоит прежним вероучительным книгам.
Значит, мы имеем здесь признание факта разрушения Предания, преемственности богословия, попытки создать новые религиозные представления, которые со временем должны перейти в "обновленческое предание", мы бы сказали, в "революционное предание". Этот факт стараются скрыть г-да Осипов и Зайцев, прикрываясь критикой символических книг, якобы с целью борьбы с "влиянием" католицизма.
Протоиерей Александр (Туринцев) пишет, что "...идея вечного ада... не может больше в живом и обновленном христианском сознании оставаться такой, как ее некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники богословия. Это устаревшее понимание, пытавшееся опереться на евангельские тексты, трактуя их буквально, грубовато, материально".
Хочется напомнить, что по этим "грубоватым" катехизисам и учебникам воспитывалось не одно поколение священнослужителей и богословов. Для последних эти книги были основой их научных и теологических трудов. По этим книгам узнавали христианскую догматику святые последних веков, и их мистический опыт, полученный в молитвах и созерцаниях, не входил в противоречие с "официальными учебниками богословия", наоборот, неофициальные учебники, которые издавал Новиков и другие, вызывали у святых архипастырей и священнослужителей тревогу за будущее Православия.
Итак, протоиерей Туринцев нечаянно "проговорился", как говорят "объязычился", не в смысле принятия язычества с его инициациями, а в смысле выдачи цели модернистов - создать новую религию под видом Православия, в которой была бы прервана всякая традиция с богословием XIX столетия.
Епископ (тогда иеромонах) Иларион (Алфеев) приводит аналогичную мысль философа-декадента Николая Бердяева. Бердяев говорит: "Если идея ада раньше удерживала в Церкви, то сейчас она лишь отталкивает от Церкви, как идея садическая, и мешает вернуться в нее. Судебная религия больше не годна для человека, человек слишком истерзан миром..." (сноска: иеромонах Иларион Алфеев. Там же с. 281-282).
Теософка Елена Блаватская, выпускавшая журнал под названием "Люцифер", почти на тех же гуманистических началах, как Туринцев и Бердяев, писала насчет вечных мук: "Христианский Бог - это сатана". Экзистенциалист Бердяев выражается более мягко: "Идея ада - садична", забывая, что сказавший о Страшном суде, вечных муках и аде, это Тот, Кому молится г-н Бердяев, считающий себя христианином.
Епископ Иларион (Алфеев) приводит эти мнения в подтверждение своих взглядов, хотя прямо не говорит об этом. Характерно, что этими словами, как последним аккордом, он оканчивает свою книгу.
Но вернемся к г-ну Зайцеву. Для подтверждения концепции г-на Осипова о спасении неверующих в аду, он приводит текст из творений прп. Максима Исповедника, который содержит в себе совершенно другой смысл, и более того, служит опровержением тезиса г-на Осипова о том, что люди, поступающие по естественной совести, узнают в аду своего Спасителя.
Итак, прп. Максим Исповедник говорит: "Писание называет "мертвыми" людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды Божественных приговоров".
Неужели люди, погибшие во время потопа, строители Вавилонской башни, содомляне, египтяне времен Моисея были людьми, поступавшими по естественной совести и имевшими "чистейшую жизнь" и совершившие "всевозможные добрые дела", которые, по мнению г-на Осипова, не имея веры, спаслись, увидев Христа при Его сошествии во ад? Значит круг спасенных уже расширился, включив в себя не только людей, живших "скромно, воздержанно и целомудренно", но самых отъявленных грешников. Эти люди за свои безнравственные поступки, которые, как вопль, возносились к небу, были наказаны, но и в этом наказании им была дана последняя возможность спастись. Г-н Зайцев не объясняет, что значат слова: "Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая, проповедь спасения, - когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли через жизнь во плоти наказание за преступления друг против друга, - для того, чтобы жили по Богу духом..."
Допотопные люди слышали проповедь Ноя, продолжавшуюся сто лет, кроме того, в их памяти не могло стереться Предание, хранимое сифитами; строители Вавилонской башни знали Предание, сохраненное Ноем; в Содоме жил праведный Лот, и он по своей любви к людям должен был пытаться обратить души их к Богу. От переселения израильтян в Египет до Моисея прошло 400 лет, и поэтому египтяне должны были знать Предание, хранимое иудеями. Кроме того, в самом Египте во время Авраама было немало монотеистов, так что эти племена и народы не были лишены хотя бы кратких сведений, которые они слышали из Предания.
Во время кары, посылаемой Богом за грехи этих людей, они могли увидеть на себе исполнение древних пророчеств и обличение праведников, которые они отвергли. Но несчастье, как молот, разбило каменные сердца многих из них, и они умерли, каясь в своих грехах, умерли с верой во единого Бога и в ожидании своего Спасителя. В этом смысле они осуждены по плоти "для того, чтобы жили по Богу духом". Покаяние и вера в грядущего Спасителя были как бы последним воплем их души к небу, который заглушил прежний вопль их грехов.
Людям, погибшим в водах потопа, было дано 150 дней от начала потопа до того, как поверхность всемирного океана сомкнулась над вершинами самых высоких гор. Содомлянам были даны для покаяния считанные мгновения, но Господь и тем и другим дал надежду на прощение. Они, "будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых" (сноска: Творения Максима Исповедника. Цит. по: А. А. Зайцев. Расспроси ближнего.... с. 47).
Обратите внимания на оборот речи: "...будучи во аде, восприняли проповедь боговедения, веруя во Спасителя", т.е. не поверили после проповеди, а верили, и поэтому восприняли проповедь. Впрочем, г-н Зайцев может быть не занимается такими филологическими тонкостями.
Что касается фразы в вышеуказанной цитате, которую подчеркнул г-н Зайцев: "Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, то причиненные друг другу", это значит, что они были наказаны за неведение Бога в меньшей степени, но наказаны, а в большей степени-за мерзость грехов. "Неведение Бога" не могло означать полного незнания, так как среди этих народов жили проповедники Истинного Бога; это было состояние внутреннего отчуждения от Бога, паралич сердца, порабощенного грехами, духовная слепота. Наказание было вызвано в большей степени мерзостями человеческих грехов, которые оскверняли саму землю, особенно человекоубийством и развратом. Часть этих грешников принесли покаяние перед смертью, и поэтому могли воспринять проповедь Христа.
А г-н Зайцев хочет переиначить смысл текста и представить следующий картину. Грешники получили возмездие на земле за свои грехи: "страшные беды божественных приговоров"; в состоянии неведения Бога они сошли во ад, а здесь "восприняли проповедь Боговедения" и спаслись. Здесь главная мысль г-на Зайцева: неведение Бога не мешает загробному исповеданию Христа как Бога, даже если эти грешники поступали на земле против естественной совести. Все это должно убедить читателя, что человек, не стяжавший на земле ни веры, ни добрых дел по естественной совести (например содомиты), может приобрести все это в аду. Если самые упорные грешники в аду спасаются, то как не стать оптимистом.