О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
- Пустынники считали чтение псалмов благословенным приготовлением к Иисусовой молитве, а Псалтирь, образно говоря, младшей сестрой Евангелия. Но дальше схимонах Илларион пишет как раз не от опытного свидетельства, как думает г-н Зайцев, а от разгоряченного воображения или неумения выразить свою мысль, следующее: "Предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на миг уклонить от Сладчайшего Иисуса".
- Еще не родился и никогда не родится святой, который не уклонил бы ни на миг внимания в своем сердце от Сладчайшего Иисуса. Это значит, что такой человек уже не мог бы грешить, так как мысль, ни на миг не оторванная от имени Иисуса Христа, не может сочетаться с греховным помыслом или образом. Здесь явно неверная интерпретация молитвы. Даже у тех, кто добился состояния так называемой умной молитвы, ум вступает в борьбу с помыслами, а не остается постоянно распятым на кресте молитвы. Священное Писание и все Святые Отцы утверждают, что ни один человек не может без греха провести хотя бы один день. Отцы Карфагенского собора свидетельствуют, что святые в молитве "Отче наш" просили Бога о прощении грехов не только своих ближних и даже всего человечества, а также своих собственных ежедневных.
- Но не будем останавливаться на этом, так как здесь, может быть, просто неудачные выражения, употребленные схимонахом Илларионом. Нас более тревожат следующие слова схимонаха Иллариона: "...то все есть Ветхий Завет". Значит, богатство православного богослужения - это только Ветхий Завет? Значит, Псалтирь - это не глубочайшая исповедь человеческой души, где соединено покаяние и прославление Бога, не книга, о которой свт. Иоанн Златоуст сказал: "Лучше солнцу не светить, чем Псалтирь не читать", а книга, уводящая людей от Христа в Ветхий Завет? Неужели чередной священник, читающий у мощей прп. Сергия акафист, живет в Ветхом Завете и находится не у раки святого, а во дворе Иерусалимского храма для прозелитов? Неужели каноны мученикам и преподобным, которые так любил читать прав. Иоанн Кронштадтский, озарены духом не Евангелия, а законом Моисея?
- На таких гнилых подпорках модернисты не только хотят построить свое учение, но уверить людей, что это "дом премудрости на семи столпах"(см.Притч.9,1), о котором говорит Священное Писание.
- Какими словцами и выражениями наполнена брошюра г-на Зайцева! Наверно такими же, как и лекции г-на Осипова: "несомненно", "обязательно", "иначе быть не может", "так думают все святые", "это несомненная истина", "только завзятый католик может не согласиться с этим", "мы доказали", "мы показали". В конце каждой главы г-н Зайцев сам себя поздравляет с победой и торжественно пожимает свою собственную руку.
- Я вспоминаю один исторический эпизод. Во время русско-персидской войны в начале XIX века после каждого очередного поражения персов в персидской столице устраивали иллюминацию, как во время праздника: играла музыка, народ ходил по улицам и кричал: "Мы победили(" Для чего? - Для поддержания боевого духа.
- В конце главы еще раз вернемся к призыву г-на Зайцева "ознакомиться со святоотеческими творениями поосновательнее и не оценивать их, подвергая насилию, только сквозь призму "символических книг". Очевидно, этот совет обращен не только ко мне, но и другим читателям брошюры.
- Дорогой А.А.Зайцев, неужели вы серьезно думаете, что "призма" ума современного человека, загрязненная информацией бездуховного мира и картинами разврата, который вторгается в его душу со страниц газет, журналов, книжных стендов, и оседает как муть в памяти, шире и чище, чем призма символических книг? Это протестантский самообман. Принцип личного свободного исследования не возвратил протестантов к истине, а создал в католической ереси десятки новых расколов и ересей.
- Предложение исследовать истину вне традиции, без символических книг и богословских трудов прошлых столетий, это то же самое, что пуститься в плавание без навигационных приборов. Если такой принцип возобладает в Церкви, то мы превратимся в протестантов восточного обряда или же, обогнав протестантов, станем теософскими "веростроителями".
Глава IX. К вопросу о границах Церкви
* Эту главу г-н Зайцев начинает таким доктринальным тоном, которому позавидовал бы Остап Бендер, не терявший уверенности во всех ситуациях и перипетиях своей жизни. Он бодро начинает: "В контексте святоотеческого учения о хронологическом сосуществовании двух Заветов решается вопрос о различных путях спасения".
* Во-первых, никакого святоотеческого учения о сосуществовании двух Заветов не существует, кроме метафорических образов, которые использовали некоторые духовные писатели, чтобы показать, как ветхий человек противится благодати Божией. Безграмотность в литературоведении или сознательное желание постоянно путать буквальный смысл с переносным или иносказательным (т.е. игнорирование языковой изобразительности), чтобы замутить воду и ловить в ней рыбу, характерно для господ модернистов.
* Выдернув несколько метафор, они начинают не только громко кричать, но и бить в барабан, что это церковное, чисто православное, общепринятое, давно известное, несомненное святоотеческое учение. Расчет простой: доверчивые люди, или те, кто не могут заниматься анализом этих заявлений и проверять их по первоисточникам, примут на веру такие утверждения. Сделав ложную предпосылку, г-н Зайцев, если это не псевдоним, высасывает из нее ложные выводы. Он пишет: "Само вступление в Церковь может происходить, по учению Св. Отцов, двумя путями".
* Господь говорит об одном пути через уста ап. Павла: Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4,5); И как человекам положено однажды умереть, а потом суд: так и Христос: однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения грехов, а для ожидающих Его во спасение. (Евр.9,27,28). Итак, апостол свидетельствует, что после смерти будет суд, не предполагая покаяния, Крещения и новых откровений в аду; что будет второе пришествие Христа на землю как Судьи, а не перманентные нисхождения во ад.
* Господин Зайцев не стесняется назвать эти сотериологические "новооткрытия" учением Св. Отцов, наверно он считает, что "храбрость города берет". Вместо серьезного анализа вопросов с привлечением богословских трудов прошлых столетий г-н Зайцев предпочитает громкое суворовское "ура(", так как считает, что эхо боевого клича убедит читателя в его правоте и победе.
* Мои слова о метафизическом образе ада шокировали и огорчили г-на Зайцева, и он решил в противовес им реабилитировать грешников до страшного суда. Если г-н Зайцев протестует против заглавия моей брошюры, то я также протестую против его заглавия и предлагаю г-ну Зайцеву при последующих переизданиях озаглавить ее "Не так страшен черт, как его малюют".
* Господин Зайцев считает мою веру о возможности спасения только в Православной Церкви "собственной упрощенной схемой Православия". Значит, учение о спасении идолопоклонников и Крещении в аду представляет голос всей Церкви, а моя вера в то, что вне Православия невозможно спасение, является моим "собственным упрощенным" частным мнением.
* Выходит, что все Отцы Церкви единодушно считали, что магометане, иудаисты, идолопоклонники, ариане, несториане, монофизиты, а возможно даже теософы (гностики), несмотря на религиозные заблуждения, могут быть спасены, лишь бы они хорошо "вели" себя. Все это неоднократно повторяется в различных вариантах на страницах брошюры г-на Зайцева в расчете на то, что читатель, вначале удивившись такой новинке, потом постепенно свыкнется с ней и в конце подумает: возможно, это правда, которую я раньше не знал. Ведь человеку трудно поверить, что его можно так обманывать.
* Господин Зайцев предлагает мне, как предлагают решить кроссворд, определить географические границы Церкви в период арианских смут. Но здесь вопрос заключается в трудности определения, кто были православные и кто ариане. Были символы веры, по-видимому, православные, под которыми ариане ставили свою подпись, или, наоборот, с трудно определимым арианством, под которыми расписывались православные, считая их за православный Символ веры (например отец Григория Богослова - епископ Григорий).
C этой статьей читали также следующие статьи:
|