Ефрема Сирина либо были неизвестны г-ну Зайцеву, и он делал такие категорические выводы из слов своего учителя, либо он без всяких юридических оснований решил "усыновить" двух столпов Православной Церкви - св. Василия Великого и прп. Ефрема Сирина - Фоме Аквинскому.
Господин Зайцев также считает слова "метафизический образ ада" почему-то характерными для Фомы Аквинского. Где он нашел такое выражение у "ангельского доктора", называемого еще другим именем - "быком учености"? Мне все-таки кажется, простите за скепсис, что знание Фомы Аквината у г-на Зайцева основано не на чтении его трудов, а на собственной интуиции. (Кант остроумно заметил: "Самым большим достижением людей XVIII в. является способность говорить о книгах, не читая их". Очевидно, эта способность постоянно прогрессирует).
Обратимся теперь к святому Иоанну Дамаскину. Он так пишет об адских мучениях: "Грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу". (сноска: Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV. Гл. 27).
Вот пример метафизического образа адского пламени. Я надеюсь, что г-н Зайцев не сможет назвать последователем Фомы Аквината прп. Иоанна Дамаскина, и не потому, что у г-на Зайцева не хватит на это храбрости, а потому, что прп. Иоанн жил почти на полтысячи лет раньше Аквината.
Господин Зайцев далее пишет: "...То, что Евангелие называет геенским огнем, есть переживание встречи с Богом теми нераскаянными душами, которые этой встречи не желают; но будет Бог все во всем" (I Кор. 15, 28).
Но, во-первых, слова будет Бог все во всем одно из тех мест Нового Завета, которое требует разъяснения на основании святоотеческой экзегезы. Апостол Петр во Втором соборном послании упоминал, что в посланиях ап. Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Петр. 3, 16).
К сожалению, предостережение ап. Петра исполнилось на г-не Зайцеве, и он, следуя своим учителям, а не православным экзегетам, извратил смысл апостольских слов. Святой Иоанн Златоуст, Феофилакт и другие под словам всем подразумевали не все человечество, а святых. Дикая мысль, что Бог будет все для грешников, отвергнувших от Бога, которые, по словам самого же Зайцева, "не желают" присутствия Божиего.
Здесь у апостола говорится об окончательной дифференциации добра и зла, которая произойдет на Страшном суде, в начале вечной жизни в обновленном мироздании, где, по слову ап. Петра, обитает правда (2 Петр. 3, 13).Господь воцарится во святых, Он будет для них всем: и дыханием, и пищей, и питием, желанием их сердец, вечной красотой, бесконечной целью, содержанием их жизни, светом, вечной радостью, неизреченным блаженством, непрестанным полетом души, раскрытием новых глубин бытия, достижением неведомых тайн, освящением, озарением, преображением, восхождением от силы к силе, более близким, чем сама душа и никогда не постижимым до конца.
Господь будет все во всем, но это не статика, не окончание, а динамичный процесс, вечное поступательное движение к Богу; это возрастающая способность святых воспринимать божественный свет; это раскрытие внутренних глубин души; это новое обретение самого себя; это видение собственной души, как расширяющийся бездны света.
Мысль о том, что Бог будет все во всем, в том числе для диавола и грешников, т.е. содержанием их бытия, является мыслью не только дикой, но унижающей Бога. Бог все - для святых, не только потому, что Он - в них, но и они - в Нем, а это невозможно для демона и грешников.
Затем г-н Зайцев приводит слова прп. Исаака Сирского: "Мучимые в геенне поражаются бичом (Божественной) любви". Г-н Зайцев или неизвестный комментатор прибавляет в скобках слово "Божественной", что в корне меняет смысл фразы. Мы окружены Божественной любовью, но грех нам мешает видеть ее. В аду душа ожесточается еще больше; только у тех грешников, которые сохранили веру, творили добрые дела, принимали Таинства, но по слабости воли впадали в грехи, совесть которых упрекала их при жизни, может после смерти продолжится чувство покаяния, и они будут мучимы сознанием, что своими грехами распинали Бога, имя Которого - Любовь.
Эти искры любви к Богу, которые сохранились в душах грешников, в загробном мире будут мучить их тем более, что они увидят там грех во всем его чудовищном обличии. Но, как мы уже не раз говорили, участь таких грешников не безнадежна, - их может спасти молитва Церкви. Однако надо заметить, что в словах прп. Исаака отразился его мистический опыт "переживания ада", который был дан многим подвижникам: прп. Пимену, прп. Григорию Синаиту, а в наше - время прп. Силуану Афонскому.
Они видели в себе падение человечества, считали себя заслуживающими адских мучений и горько плакали о том, что грехами своими оскорбляют Бога. Эти слезы покаяния были их слезами любви. Вообще, есть нечто нецеломудренное в том, что мы, не обращаясь к экзегетам и с презрением бросив вероучительные книги, как мальчишка, который забрасывает в угол букварь, перейдя во второй класс, начинаем рассуждать о том, что видели подвижники, озаренные божественным светом.
Модернисты хотят сказать свое новое слово и в сотериологии и в патрологии. Но исходит из их уст не светозарное слово подвижников, а их собственная интерпретация, а точнее "интертрепация".
Господин Зайцев далее пишет, что сошествие Христа во ад "нельзя рассматривать как "частный фрагмент" в истории домостроительства Сына Божия". А разве может быть "частный фрагмент" в монолите домостроительства? Все, что сделал Христос, было необходимо для спасения человечества.
Вдруг г-н Зайцев заявляет, что Христос хотя и нисходил во ад "одноразово", но это не означает и того, что Христос сходит во ад многократно". У нас существует два вида чисел: единственное и множественное. В древности было еще двойственное число, но г-на Зайцева не устраивает ни первое, ни второе, ни третье. Он понимает, что далеко зашел и сам делает для себя отвод: "Точнее будет сказать, что со времени Своего сошествия во ад Христос теперь неизменно пребывает там Своим спасительным действованием (энергией)".
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Обоженная душа (Христа) сходит во ад, чтобы как для находившихся на земле воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, сидевших во тьме и сени смертней воссиял свет (Ис. 9, 2). (сноска: Творения преподобного Иоанна Дамаскина, Индрик 2002 с. 286).
Христос сошел во ад Своей Ипостасью, "ибо и тело, и душа в одно и то же время изначально возымели существование в Ипостаси Слова, и хотя в смерти были отдалены друг от друга, однако каждое из них осталось имеющим одну Ипостась Слова" (сноска: Там же с. 284). Неужели г-да Зайцев и его учителя не понимают разницы между ипостасью и благодатью, которая в некоторых случаях называется действиями и энергиями Божества.
Схождение Христа во ад Своей Ипостасью было единственным, что же касается слов, что "Христос пребывает в аду благодатью", то божественная благодать объемлет все творения, не исключая сатаны и ада, в противном случае, по мысли Иоанна Дамаскина, везде присутствие Божие было бы ограниченно ими. Но в грешных Бог пребывает как Сила и Правосудие, а в праведных - как Любовь. Если же Христос пребывает в аду Своей спасительной благодатью, то значит ад превращается в Церковь.
Господин Зайцев вместе с архиепископом Василием (Кривошеиным) считают, что "деление благодати на виды чуждо святоотеческому преданию", поэтому спасительную или содействующую благодать заменяют синонимом "спасительное действование (энергия)". Далее г-н Зайцев в сноске приводит слова из кондака прп. Романа Сладкопевца о том, что все мертвые воскреснут. В этом мы не сомневаемся, только одни воскреснут для вечной жизни, а другие - для вечных мучений.