О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
* Там говорится, что святой Григорий Двоеслов, узнав о строительных работах в Риме, произведенных за полтысячи лет назад императором Траяном, решил отблагодарить его и дерзновенно помолился о душе Траяна, и Господь открыл св. Григорию, что Траян избавлен от адских мучений, но при этом предупредил римского первосвященника, чтобы он больше никогда не молился за некрещеных.
* Никакого намека о крещении души Траяна слезами святого Григория в первоисточнике нет. Даже в самом апокрифе не сказано об этом, а выражение "крещен слезами св. Григория" было комментарием неизвестного английского монаха из Уитби. У Святых Отцов есть выражение о крещении через слезы, но здесь подразумевается распокаяние грешников в своих грехах, которое не повторяет, а возобновляет благодать Крещения.
* У св. Иоанна Дамаскина под словом "крещение" подразумеваются как прообразы Крещения, так и эсхатологическое крещение. Вот что пишет св. Иоанн Дамаскин: "Первым крещением был потоп для истребления греха, а второе - крещение морем и облаком..., шестое крещение - через покаяние и слезы - поистине трудное..., восьмое, последнее, не спасительное...,наказывающее же бесконечно". Таким образом, здесь мы видим как прообразы Крещения, так и само крещение и вечное наказание грешников, которое будет бесконечным. Там же прп.Иоанн Дамаскин называет адские муки, "карающим крещением" <сноска: Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. "О крещении">. Здесь неизвестный монах из Уитби, а за ним известный г-н Зайцев принимает метафорический образ за благодатное Таинство. Впрочем, апокриф оканчивается теми же словами, что и первоисточник - что это чудо исключительное в своем роде.
* Надо сказать, что эта апокрифическая версия не вошла в "Четьи минеи", как недостоверная. Неужели г-н Зайцев не понимает отличия святоотеческих произведений и апокрифической литературы? Даже соборные постановления запрещают пользоваться апокрифами (конкретно - о ложных мученических актах, но в этом правиле имеются в виду все подложные произведения).
* Если г-н Зайцев является убежденным апокрифофилом, то для него целый клад находок должно представлять апокрифическое житие Макария Отшельника. Там сказано, что в глубине Африки обитает народ проадамитов, не находящихся под властью первородного греха. Эти люди живут как Адам и Ева до грехопадения, не ведая о страстях и демонических искушениях. Какой простор для новых теологических вдохновений( Если есть такие безгрешные племена, то значит грех неуниверсален, и в учении Церкви о том, что одним человеком грех вошел в мир, надо внести серьезные коррекции.
* Надо разработать проблему греха в новых интерпретациях, которые раздвинут горизонты прежней сотериологии. Затем надо заявить, что учение о первородном грехе, поразившем все человечество, это католическое учение, которое может быть терпимо только как частное мнение некоторых невежественных богословов, а Православие учит о том, что люди могут рождаться без первородного греха, при этом надо ссылаться на апокриф как на учение всей Церкви.
* Далее в апокрифическом житии написано, что Макарий узнал о месте, где находится вход в ад, а раз есть вход, значит, есть и выход, об этом уже писал г-н Зайцев: можно выйти из ада не по молитвам Церкви, а по желанию самих грешников. Так что вход в ад представляется в виде двух эскалаторов в метрополитене: один движется вверх, другой вниз - становись, на какой хочешь.
* Далее оказывается, что в Африке живут люди с человеческими телами и песьими головами. Можно сказать, что это предки тех фундаменталистов, которые наследовали звериный нрав и угрызают, если не зубами, то словами, "любвеобильных" либералов.
* Далее г-н Зайцев ссылается на святого Марка Ефесского, только, разумеется, сопровождая его собственными комментариями. "Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла - Фалкониму и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, - царя Траяна".
* Господин Зайцев считает, что в приведенной им цитате Марка Ефесского содержится явное указание о возможности спасения "не веровавших в Христа через ад". Мы утверждаем, что такого учения нет ни у одного Святого Отца, в том числе у св. Марка Ефесского полемизировавшего с католиками о чистилище. В приведенных примерах говорится о освобождении от огненных мук ада, но не о даровании им райской жизни, так как для пребывания в раю нужно иметь внутренний рай в своей душе и для богообщения - способность воспринимать божественный свет, который приобретается в земной жизни через веру, добрые дела, борьбу с грехом и страстями. Это важный пункт, на который попрошу обратить внимание.
* Слово "спасение" имеет два значения: спастись от чего-то, угрожающего человеку, например мореплавателям спастись от кораблекрушения, зайцу спастись от волка, запутав свои следы, спастись человеку во время пожара, выпрыгнув из окна; но есть другое семантическое значение слова "спастись",- это получить вечную жизнь, быть с Богом, осуществить и исполнить свое предназначение в земной жизни, чтобы войти в небесное царство. Обратите внимание: такие выражения, как "исхитили от вечного мучения", "освободил от мук" означают спасение в первом значении слова.
* Во всей патристике нигде не написано, что для нераскаянных грешников, неверующих и язычников возможно спасение как приобщение их к вечной жизни, к ликам Ангелов и святых. Вспомним, что святые праотцы и пророки, даже такие как Моисей и Исаия, до распятия и Воскресения Спасителя пребывали в аду, но не в мучениях.
* Нам интересен еще другой момент. В соответствии с концепцией г-на Осипова, грешники сами выбирают себе место в загробной жизни соответственно своим симпатиям и запросам. Тезис г-на Осипова: "грешник находится в аду, поскольку он сам этого хочет". Если грешник, говоря терминами политиков, переменит свою ориентацию, то его никто удерживать не будет: не нравится в аду,- убирайся куда хочешь. Значит, если Траян захотел бы избавиться от огненных мук, то достаточно было бы одного его желания, и двери ада раскрылись бы перед ним. Но тогда значение молитвы св. Григория остается непонятным. Более того, св. Григория можно даже обвинить в нарушении религиозной свободы граждан ада и в насилии над личностью Траяна.
* В общем, прочитав брошюру Зайцева А.А., можно подумать, что в аду полная демократия, законность, защита прав, учет желаний и свобода передвижений. Однако все-таки я должен предупредить читателя, что это не действительный ад, а агитпункт ада, открытый недавно в Калуге.
* Далее г-н Зайцев продолжает: "К этому же ряду авторитетных свидетельств о возможности спасения через ад можно отнести и рассказ из жития великомученика Уара о том, что своими молитвами он изводил из ада некрещеных людей".
* Для г-на Зайцева "Послания Восточных патриархов" не авторитет, богословские труды великих эрудитов XIX столетия не авторитет, а отрывок из жития - авторитетное свидетельство. Между тем, в житии написано, что св. Уар своими молитвами освободил усопших родственников Клеопатры. О том, были они крещены или нет, в старых изданиях жития св. Уара ничего не сказано.
* Про св. Клеопатру, похоронившую в своем поместье тело мученика Уара, известно, что она была христианкой, так что, возможно, что ее родственники были также христианами, но из-за каких-то грехов испытывали мучения; впрочем, этот вопрос остается открытым. Предположим даже, что они были некрещены. Главное то, что слова "избавлены от мучения" г-н Зайцев переиначил как "спасены через ад", рассчитав, что читатель не сразу догадается, что это нетождественные понятия. Чтобы прибавить вес своим доводам, г-н Зайцев вместо "мученик Уар" написал "великомученик" для большей солидности.
* Далее г-н Зайцев продолжает: "Это же повествование содержится и в литургическом Предании Православной Церкви - в службе св. Уару, помещенное в "Минее". Более того, канон св. Уару содержит в себе ряд прошений, в которых его молят о тех людях, которые ушли из жизни не верующими во Христа".
* Мы всегда считали и считаем, что литургическое Предание является одним из важнейших факторов для сохранения чистоты Православия. Мы заинтересовались такой необычайной службой мученику Уару, и нашли ее в "Минеи", изданной Московской Патриархией в семидесятых-восьмидесятых годах минувшего века. Рядом с ней находилась другая служба, где не было никакого намека на спасение некрещеных.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|