Самым трудным видом подвижничества, который превышает человеческие силы, и возможен только при содействии особой благодати Божией, является столпничество. Подвигами сурового аскетизма славились Сирия и Каппадокия. До сих пор в Каппадокии сохранились построенные из камней столпы, похожие на колонны разрушенного дворца, или на рощу, опаленную пожаром, где стоят только стволы деревьев, с опавшей листвой.
В VI в. на столпе с отроческих лет подвизался преподобный Симеон Дивногорец (Младший), который жил через столетия после преподобного Симеона Великого (Старшего), основателя столпничества. Невдалеке от Симеона Дивногорца, на другом столпе, пребывал его наставник, по имени Иоанн. Этот старец-столпник, прозревая в отроке Симеоне великого подвижника, названного впоследствии «Солнцем Востока», благословил ребенка взойти на столп, и сам наблюдал за ним, укрепляя его молитвами и советами. Когда учитель скончался, тогда его ученик был уже опытным воином в духовной борьбе.
В это время игумен сирийских скитов в окрестностях Антиохии, Иоанн, получив повеление Божией Матери идти с учениками в Грузию для укрепления христианства и учреждения монашества, прежде чем отправится в далекий путь, пришел за благословением к Симеону Столпнику – своему наставнику и духовному брату. Среди учеников преподобного Иоанна был Антоний, который впоследствии в Грузии повторил подвиг преподобного Симеона Столпника. Он изображается на иконе с Нерукотворенным образом Спасителя в руках. Когда монофизиты в Сирии стали захватывать храмы православных, то Антоний взял из запустевшего храма икону Христа Спасителя, чтобы она не попала бы к еретикам, и с тех пор не расставался с ней.
Столпник – дивный цветок, который расцвел на стебле каменного столпа. Столп был подобен огромной свече, столпник – ее пламени. Столп был подобен духовному трону, столпник – царю монахов.
Столп был подобен скале, на вершине которой свил свое гнездо могучий орел.
К столпнику приходили люди из разных стран. Они толпились за оградой, ожидая его благословения. Только некоторых столпник допускал приблизиться к столпу и беседовал с ними. Остальные получали просимое по молитвам столпника. Некоторым он являлся во сне и отвечал на их вопросы. Больные брали землю у ограды, прикладывали ее к своим ранам и получали исцеление. Казалось, что какая-то невидимая сила, подобная облаку окружала столп. Даже воздух около столпа был чист как после грозового дождя. Столпник стоял как земной ангел, казалось, что его лицо бледное от поста и бессонных ночей, сделано из прозрачного хрусталя, через который проходят лучи света.
Симеон Дивногорец поднял с молитвой руку, и огненные лучи коснулись каждого из монахов. Огонь божественной любви загорелся в сердце у преподобного Антония, и он решил подражать подвигу Симеона Дивногорца. Но для этого надо было приготовиться к нему сначала послушанием, затем пустынножительством. Только кроткий, смиренный сердцем, и незлобивый, мог стать на столп, как на малый выступ над пропастью; гордых, лукавых и жестоких сатана свергает в бездну.
Первый столпник Симеон Великий отличался простотой нрава и беспрекословным послушанием. Второй - Симеон Дивногорец также отличался послушанием и непоколебимой твердостью воли; с детских лет, он по благословению своего старца и игумена встал на столп. Антоний, подражая им, старался быть послушником не только своего игумена, но и всей братии.
После второго явления Божией Матери преподобному Иоанну на горе Зедазени Антоний поселился невдалеке от места, где жил его учитель, а затем направился на север в предгорье Кавказа. Здесь некоторое время он подвизался вместе с Иосифом Алавердским и пользовался его советами, а затем направился снова на юг. Он поселился в горах Марткопи и стал вести жизнь отшельника. Однажды раненная птица упала у его ног, за ней гнался ястреб. Антоний взял ее на руки. Вскоре появился хозяин охотничьего ястреба, старшина селения Норио. – «Кто ты?» – спросил он у Антония. Старец, не зная наречия жителей деревни, молчал. Это рассердило старшину и он велел монаху следовать за ним. Старшина, как и жители села, был язычником и ненавидел христиан. Он велел кузнецу отсечь правую руку святого раскаленным железом. Кузнец развел огонь и бросил на угли кусок железа с заточенными краями. Руку Антония положили на наковальню. Кузнец клещами вынул из огня клинок, но тут случилось чудо: рука у кузнеца окаменела и клещи с раскаленным железом упали на землю. Он стоял, не двигаясь с места, и только знаками просил святого смиловаться над ним. Святой перекрестил кузнеца и тот исцелел.
Это чудо поразило язычников. Старшина стал просить знаками Антония остаться у них в деревне, но видя, что монах не соглашается, предложил ему взять в дар любую вещь. Святой поднял камень и приложил его к языку. Старшина понял, что просит святой, и принес несколько больших кусков соли. Антоний взял один из кусков и понес его в свою пустыню для ланей и зверей, которые приходили к нему. После этого чуда окрестные жители стали искать преподобного по лесам и горным пещерам как ищут спрятанный клад.
Прошло время. Около него постепенно собрались ученики. Преподобный построил храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, который носил с собой, основал монастырь для братии и затем решил исполнить свое давнее намерение стать столпником. Невдалеке от монастыря, на покрытом лесом холме, он сооружил столп из камней. Верхняя площадка столпа была похожа на плоскую кровлю крепостной башни с высоким карнизом. Он взошел на башню, где 15 лет боролся с темной силой, как воин в единоборстве с войском врага.
Демон наводил на столпника телесные болезни, так что подвижнику казалось, что все его тело пылает огнем. Он нападал на него призраками и видениями: то кажется столпнику, что колеблется земля, и столп его падает вниз, то, как будто язычники напали на монастырь, убивают монахов, он слышит их вопли, затем они окружили столп и, приставив лестницы, поднимаются с обнаженными мечами, чтобы убить его. Видит он огни диавольских хороводов, раскрашенных танцовщиц в пестрых одеяниях, которые пляшут перед столпом, видит скелеты, встающие из могилы, змей, которые обвили его и вцепились в тело зубами; видит демонов то в образе чудовищ, то, как светозарных ангелов, которые зовут его к себе. Но он отвечает: «Если бы ты, сатана, имел власть надо мною, то умертвил бы меня; а эти призраки только показывают твое бессилие», и он вновь погружается в молитву, а демоны с воем и хохотом исчезают. Иногда демоны принимали вид монахов, которые просили его вернуться в монастырь, чтобы снова принять игуменство и управлять ими; иногда являлись в виде князей и вельмож, которые убеждали его придти в их владения, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и строить монастыри. Как на Голгофе враги Христа кричали: «Сойди с креста, и мы поверим, что Ты Мессия», так у подножия столпа демоны вопили: «Мы дадим тебе все, что только пожелаешь, только сойди со столпа».
Столпничество – подвиг, превышающий человеческие силы. Мир для столпника ограничен узкой площадкой, за которой отвесные стены, как обрывы скалы. Он стоит день и ночь, зиму и лето. Снег одевает его белым саваном, солнце жжет его своими лучами. Кровля для него – само небо, которое посылает бури и ливни, как бы испытывая крепость его души. Столпник смотрит на себя ни как на живого, а как на мертвого для мира. Он похож на адамантовый столп, стоящий на каменном подножии.
Ученики преподобного Иоанна Зедазнели как двенадцать апостолов Грузии проповедовали Евангелие во всех концах Картли и Кахетии. Преподобный Антоний стоял неподвижно как светильник на подсвечнике, но свет его молитв озарял всю Грузию. К его столпу непрестанно шли люди, жаждущие услышать его благодатное слово – как реки стекаются в море. И теперь благодать преподобного Антония, пребывающая на месте его подвигов, свидетельствует, что он невидимо пребывает с нами. Как и прежде, люди несут к подножию его столпа свои горести, скорби, болезни и грехи, гнетущие душу, и получают здесь облегчение, исцеления и отраду, как будто столп источает из себя источник живой воды.
Все на земле непрочно и скоротечно. Столетия стерли с лица земли дворцы и гробницы царей и князей. А дорога к святыне не зарастает травой – над святыней бессильно даже само время.