О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)
Архиепископ Феофан отвечает очень мягко, но в то же время осторожно, так что не дает возможности спекулировать на его словах современным "новооткрывателям" Православия.
Что касается ссылки на иеромонаха Арсения Афонского, то он также не является канонизированным святым; а то, что на Афоне могут быть монахи, не имеющие четких богословских воззрений, свидетельствует ересь имяславства (или, если угодно, бунт, названный "афонской смутой"), о чем мы уже упоминали, к сожалению, многие из монахов, прожившие десятки лет на Святой Горе, примкнули к этому в своих конечных выводах вздорному учению. Ряд лиц, преподававших в учебных академиях, пытались оправдать имяславство через неопифагорейство, евномизм и даже оккультные представления об автономной силе слова-заклятия.
Надо отметить, что иеромонах Арсений ссылается на Синаксар мясопустной субботы, в котором ничего не говорится о спасении некрещеных младенцев и пребывании их в особых небесных обителях, т.е. в небесной Церкви. Это такое же непонимание текста, как утверждение некоторых людей, что в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц. Иеромонах Арсений пишет, что родители могут молиться за некрещеных детей, но остается открытым вопрос: почему же Церковь, которая любит каждую человеческую душу больше, чем кто - либо из родителей может любить свое дитя, не молится за некрещенных младенцев, которые, по мнению иеромонаха Арсения, находятся "в неизвестных нам небесных обителях". Значит, земная Церковь противостоит небесной Церкви, или же она не едина с небесной Церковью, а является только одним из многих путей на небо?
Крупнейшие апологеты Православия, начиная с периода Вселенских Соборов до наших дней, были преимущественно монахи. Блестящая плеяда богословов-епископов IV столетия и последующих веков, - св. Максим Исповедник, св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Палама,- сочетали выдающуюся ученость с внутренним мистическим опытом. Это способствовало тому, что восточное богословие в отличие от западного приняло созерцательный характер.
Однако надо помнить, что немало еретиков: Несторий, Евстафий Севастийский, Полихроний ("Неистовый"), Диодор и другие вышли из монашеской среды. Тем более, когда монахи, не имеющие нужной богословской подготовки, берутся решать метафизические вопросы, могут произойти досадные ошибки.
Я вспоминаю речь царя Грузии Вахтанга VI, обращенную к монахам, которые занялись правда не богословием, а политикой: "Почему вы не сидите в своих кельях, славя Бога? Почему от вас повсюду брани, ссоры и тревога? Берегитесь, потому что зла наделали вы много".
Далее г-н Зайцев начинает абзац со своей обычной "дуды": "Ошибочность суждения архим. Рафаила...", словно г-н Зайцев боится, что читатель забудет, что моим главным свойством является умение постоянно ошибаться. Он не дает читателю право сделать выбор, а начинает свое доказательство с конца. Хотя г-н Зайцев начал свою статью с призыва корректности в диалоге, даже он показал пример собственной неккоректности.
Когда у человека нет твердых доказательств, то ему остается только одно - подхваливать себя самого и заявлять перед каждой фразой, что он давно доказал не только ошибочность, но и невменяемость своего оппонента. Характерно, что в полемике с православными миссионерами сектанты проявляли такой же прием. Они поднимали дружный крик: "Вот видишь, мы тебе доказали!" И это сектантское "доказали, доказали" без всяких аргументов, кроме апломба и силы легких, слышится в нервозной речи г-на Зайцева.
Раскройте любую энциклопедию, изданную в советское время, и в разделах, относящихся к религии или философскому идеализму, вы увидите, как перед глазами запестрят подобные словечки: ошибочность, невежество, обскурантизм, верхоглядство и т.д. Так что иной раз кажется, что стиль своего языка г-н Зайцев заимствовал из дешевых антирелигиозных брошюр. Обратите внимание, что в античной и древнехристианской литературе диалоги никогда не начинались со слов "мой оппонент ошибается, он недостаточно подготовлен, он не имеет нужных знаний" и т.д. Диспутирующие стороны предпочитали, чтобы их слушатели сами сделали вывод. Уверять, что оппонент плохо подготовлен, а затем получить от него "по носу" - весьма неумно; наоборот, древние и раннехристианские писатели или диалектики в дискуссии и полемике старались не унизить своего противника, не подскакивать вверх с криком: "Я победил!", а показать путем рассуждений ошибки, скрытые в его умозаключениях.
Аргументация включала в себя самый широкий спектр доказательств: исторических, логических, лингвистических и т.д. Начинать предложение со слов "я прав, а ты не прав" считалось признаком недалекого ума и отсутствия элементарного воспитания. Хороший товар не надо громко рекламировать - он говорит сам за себя; а когда товар невысокого качества, то продавец должен по необходимости напрягать голосовые связки.
Затем г-н Зайцев пишет, что моя ошибочность "становится еще более очевидной из крещальной практики древней Церкви". Позвольте спросить г-на Зайцева, а разве крещальная практика не учитывает самого главного - чина Крещения и крещальных молитв? Первые молитвы принадлежат к заклинательным молитвам, т.е. изгнанию демонических сил, которые обитают и властвуют в сердце человека. До Крещения человек, будь-то взрослый или младенец, как не искупленный Голгофской жертвой, принадлежит к царству сатаны. Священник молится, обращаясь к Небесному Отцу: "Изжени из него (желающего креститься) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его". Сердце - сосредоточие всех духовных сил человека, и в сердце до крещения обитает диавол. Сердце некрещенного - гнездо темных сил. Г-н Зайцев считает, что в сердце автономно пребывает "естественная совесть", не подвергаясь тирании адского змия. Святитель Феофан Затворник, сравнивая крещенного и некрещенного, говорит, что на некрещенного сатана действует изнутри, из его собственной души, а на крещенного - снаружи, через помыслы и страсти. Все крещальные молитвы свидетельствуют о том, что без этого таинства невозможно освободиться от демонической силы и облечься во Христа.
Протестанты учат о том, что дети спасаются по вере общины и их родителей, и отрицают нужность Крещения для детей. Но если бы г-н Зайцев прямо заявил бы, что младенцев крестить не следует, то выявил бы свое неправославие. Поэтому он идет обходным путем: 1) объявляет, что дети спасаются без Крещения; 2) заявляет, что Крещение детей в Древней Церкви было редким исключением; 3) старается доказать, что практика Крещения взрослых доминировала в Византии по крайней мере до X столетия; 4) приводит примеры св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского, которые крестились в зрелом возрасте, как доказательство того, что людей следует крестить после многолетнего оглашения, а практика Крещения младенцев не имеет под собой фактических оснований. Но что такая практика имеет исторические и канонические свидетельства, г-н Зайцев может прочитать в любом миссионерском противосектантском сборнике. Поэтому я считаю некорректным приводить в дискусии с г-н Зайцевым те доводы и свидетельства из Священного Писания, которые я привел бы в беседе с баптистом.
Господин Зайцев ссылается на то, что в Древней Церкви крестили преимущественно взрослых. Это не вполне верно. Для людей, переходящих из язычества в христианство требовалось знание основных истин христианства. Поэтому в Древней Церкви существовал особый чин оглашенных, т.е. людей, обучающихся главным догматам веры. Но когда крестились все члены семьи, то Таинство Крещения принимали и взрослые и дети, не исключая младенцев.
К тому же, катехизаторские училища, сосредоточенные главным образом в городах, не могли охватить всего количества новообращенных. Младенцев крестили преимущественно в семьях христиан, где на восприемников и родителей ложился долг христианского воспитания и обучения детей. Тогда сама община и семья становились малой катехизаторской школой. В IV веке христианизация народов Римской империи приобретает особый широкий размах, так как она поддерживается государственной властью. Поэтому существуют две параллельные практики: Крещение взрослых и младенцев.
Господин Зайцев пишет: "Это (Крещение взрослых) является еще одним прямым указанием на то, что древние Отцы Церкви не считали, что некрещеные младенцы и, вообще, некрещеные люди неизбежно погибнут, иначе такое их отношение к Крещению можно было бы расценить только как опасную, даже непростительную беспечность".
Господин Зайцев приводит в пример св. Василия Великого и св. Григория Богослова, которые крестились в 30 и 24 годы. Но сам св. Григорий Богослов другого мнения, чем г-н Зайцев об этом предмете.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|