Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Нет места на земле, где не воздвигались бы жертвенники и алтари; нет народа, который не знал бы слово "бог" на своем языке; нет племен, которые не собирались бы на праздники в честь своих божеств.

В центральной Африке, на островах Тихого океана, там, где жили люди, отторгнутые от остального мира песками пустыни и просторами океана, путешественники и исследователи находили одну и ту же картину: веру в Бога и сверхъестественные силы, представления о бессмертии души и будущем воздаянии, предания в форме сказаний и религиозные ритуалы. Более того, те, кого считали дикарями, нередко удивляли своим пониманием метафизических вопросов бытия или, говоря по-другому, метафизической основы вещей.

Итак, на протяжении всей мировой истории, в аспектах хроноса и пространства на земле мы видим народы со сложившимися религиозными представлениями, обрядами и жертвоприношениями, и везде кульминационным пунктом ритуалов была жертва, которая приносилась Богу или богам.

Древность хранит много тайн, но то, что оставило нам всеразрушающее время свидетельствует, что древность это не дикость, а культура, во многом уже непонятная для нас или навсегда потерянная нами. Если язычники древнего мира - времен построения первых пирамид - имели развитые религиозные системы, то каким образом древние праведники не имели то, чем обладали не только древние цивилизации, но в грубой форме дикари Огненной Земли и Соломоновых островов?

Мы знаем из Священного Писания о трех заветах до Моисея, заключенных Богом с Адамом, Ноем и Авраамом. Кроме того, древнее Предание говорит о видениях и откровениях, которые были даны другим праведникам, например Еноху. То первобытное богословие и тайноведение, которым обладали Адам, Ной и другие патриархи, передавалось устно потомкам и вероятно обогащалось Откровением, которое имели другие праведники. Истинная вера и богослужение сохранялись в роде Сифа до тех пор, пока не смешались друг с другом потомки Сифа и Каина.

Затем происходит катастрофическая потеря веры и разрушение нравственности. Ко времени всемирного потопа только Ной сохранил Священное Предание сифидов. (Надо сказать, что Библия обычно не перечисляет имена членов семьи, рода и племени, а ограничивается только именами родоначальников и представителей общин). Формой Предания был его устный пересказ потомкам, а также неотделимое от Предания богослужение, которое совершал старший в племени или семье. Надо отметить, что богослужение являлось одной из форм фиксации Предания.

Господин Зайцев спрашивает, что я подразумеваю под "формой Священного Предания"? Это сакраментальный рассказ, связанный с ритуалами, со священными символами, представляющими собой особый знаковый язык, передаваемый из поколение в поколение. Далее г-н Зайцев спрашивает: "Когда, в какой общине и каким образом эта "форма" была зафиксирована?" Единство человеческого рода снимает вопрос "где" и "когда". Предание, хотя бы в основных частях, такое же древнее, как человеческий род. Поэтому оно представляло собой огромный, непрестанно текущий поток, от которого брали начало другие родники и источники. Формы языкового выражения могли быть различными: от рассказа, до священной поэзии и песни.

Итак, перед нами поставлен вопрос: кто были праведники Ветхого Завета, не принадлежащие к ветви Авраама; имели ли они Священное Предание, вероисповедальные догматы и символический язык ритуалов; были ли они одиночными избранниками в служении Единому Богу или принадлежали к монотеистическим общинам? Г-н Зайцев и, как видно, г-н Осипов, предпочитают считать, что это были люди, которые своей личной праведной жизнью заслужили особую милость у Бога, а Священного Предания, твердого вероисповедания, ритуалов и богослужебных символов не имели, так как об этом нет, по мнению калужских полемистов, ясного указания в Библии. Таким образом, мои оппоненты отказывают ветхозаветным праведникам в том, что всегда считалось принадлежностью каждой религии: в вероучениях и обрядах.

По мнению наших оппонентов, эти одинокие праведники в послепотопные времена как бы внезапно появляются на страницах Библии и также исчезают, не оставив после себя следа. Тем самым господа Зайцевы отнимают у ветхозаветных праведников всю атрибутику религиозной жизни, т.е. в этом отношении ставят их на более низкую ступень, чем язычников. Ведь человек, потерявший непосредственное богозрение в Эдеме, может общаться с Богом только посредством священной символики, молитв и обрядов. Но человек - общественное существо, поэтому у всех народов в обрядах участвует религиозная община: в древние времена это чаще всего была семья, род, племя, позже - союз единоверцев.

Господин Зайцев с подкупающим удивлением спрашивает меня: где написано в Библии о ритуалах, которые совершали Ной, Иов, Мелхиседек и другие праотцы. Но, во-первых, обращаться только к Св. Писанию, игнорируя Св. Предание, это протестантско-рационалистический образ мысли. А во-вторых, уже два старших сына первого человека, как видим в Св. Писании, участвуют в ритуалах. Само жертвоприношение является кульминационным пунктом священного ритуала, иначе оно было бы непонятным действием.

Авель и Каин, приносящие жертвы, должны были иметь определенные познания о Боге; кому они приносят жертву и что означает жертва. Жертва Авеля содержит в себе главную идею - память об обетованном Спасителе, Который раздавит главу змея и освободит человечество от рабства дьявола и греха. Заповедь и обетование получил Адам, он передал их своим сыновьям. Для хранения Предания нужна была нравственная основа. Извращение нравственности сопровождается погашением религиозной интуиции и искажением веры. Авель сохранял Предание в его мистической глубине; развращенная душа Каина не могла понять смысла жертвы, и поэтому Каин принес Богу в дар плоды земли - то, что ему казалось главным для жизни. Память о Голгофской жертве здесь отсутствовала.

По Преданию огонь сошел с неба и сжег жертву Авеля в знак, что Бог принял ее Себе. Жертва Каина оставалась лежать нетронутой на жертвеннике, воздвигнутом им, так как Бог видел душу Каина - будущего братоубийцы. Земное осталось лежать на земле. Теперь раскрылось то, что находилось в душе Каина: первородный грех, не сдерживаемый верой и разумом. Бог предостерегает Каина от задуманного греха, но он не слушает голоса Божия, он отвергает благодать, зовущую его к покаянию. Богоборчество Адама не только продолжается в Каине, но принимает новые формы. Каин уводит Авеля в поле, подальше от жертвенника и затем убивает его.

Существует мнение, что Каин решил принести Авеля в жертву сатане после того, когда первую его жертву отверг Бог. Предание говорит также о том, что в потомстве Каина процветали демонопоклонение и магия, как ядовитые цветы. Хранителем первобытного Предания, переданного Адамом, был третий сын Адама, Сиф. В его потомстве сохранялась вера в Истинного Бога и высокая нравственность до тех пор, пока оно не смешалось с родом Каина. Из Библии мы видим, что Предание сифидов сохранилось только в семье Ноя. Нельзя сказать, что другие допотопные люди были лишены Предания, но они, по слову Библии, развратились и "стали плотью". Богослужение сменилось демонослужением. Надо сказать, что основой Предания является устная передача из поколения в поколение, и нравственность, с которой тесно связаны духовные интуиции, и богослужение как динамика самого Предания.

В Библии написано о праведном Енохе, которого взял к Себе Бог (таинственные слова: И ходил Енох пред Богом,- Быт. 5, 22). Енох получал откровения от Бога, он был тайнозрителем небесной феофании. Мы знаем о существовании "Книги Еноха", на которую ссылается ап. Иуда и тем самым доказывает ее действительность. Впоследствии эта книга была испорчена еретиками, и в таком искаженном виде заняла место среди ветхозаветных апокрифов. Подлинник, который цитировал ап. Иуда, не сохранился, но для нас важен другой факт: до потопа существовало Священное Предание, которое шло от Адама, но включало в себя откровения праведников.

Ной был пророком Бога, посланным возвещать людям кару за грехи - всемирный потоп - и призывать их к покаянию. Проповедь Ноя не была услышана, вернее, была услышана, но отвергнута, и эти события вошли в Священное Предание, которое хранила семья Ноя. После потопа Ной прежде всего воздвигает жертвенник Богу и приносит жертву всесожжения.

Страницы: ◄ 10    11121314151617181920    21 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



Голгофа и первородный грех
О слове
Встреча в Барганах
Авва монахов
Выше в горы - ближе к Богу
О внутреннем преображении
О приготовлении к молитве
«Сатана там правит бал»
Царственные крестоносцы Грузии
Упавшая звездочка
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили