Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Язычество, как духовный потоп, вырвавшийся из недр земли, стало постепенно захватывать этот материк в свою стихию. Во времена Авраама он представлял собой уже архипелаг с крупными и мелкими островками, которых с каждым столетием становилось все меньше. Со времен Моисея Библия говорит преимущественно об одном, может быть самом большом, но не единственном острове монотеизма - Израиле.

Однако в самой Библии немало свидетельств, которые говорят нам о том, что между числом ветхозаветных праведников и святых Израиля, вовсе нельзя поставить знак равенства. Ветхозаветных праведников намного больше, но мы знаем только те имена, которые сохранила Библия; сами ветхозаветные патриархи и святые Израиля были только частью праведников, живших до Р. Х. Других достоверных памятников, кроме Библии, чуждых последующим языческим наслоениям, мы не имеем. Но обратимся к самой Библии.

Мелхиседек, родом хананеин, назван "священником Бога Вышняго". Это предполагает общину верующих, сохраняющих древние предания еще до языческого периода. Если эта община не исповедовала бы единобожие и не ожидала бы пришествия Мессии, то тогда Мелхиседек был бы назван именем не священника, а языческого жреца. Экзегеты Библии видят в приношении Авраама Мелхиседеку свидетельство о первобытной вселенской религии, которая сохранялась лишь в отдельных общинах, странах и городах, а в благословении Мелхиседеком Авраама и в загадочном приношении хлеба и вина - веру в Спасителя мира и прообраз евхаристии.

В "Книге Иова" по происхождению идумея, потомка Исава, мы читаем глубокие по своему содержанию слова Иова и его друзей, которые можно назвать богословско-нравственными трактатами. Значит в племени и в роду Иова, который в гимнографии называется царем, существовали высокие представления о едином Боге.

Библия свидетельствует также о единобожии, существовавшем во времена Авраама и его ближайших потомков. Более скудные сведения дает нам Библия со времен Моисея, но из них мы можем заключить, что единобожие существовало еще у отдельных народов и племен. Так, например, мадиамский священник, тесть Моисея, служил единому Богу.

Как мы сказали, ветхозаветный Израиль оставался самым большим островом единобожия и несомненно самым важным по своему значению, так как там должен был прийти на землю и воплотиться Христос - надежда всех народов. Книги сивилл также свидетельствуют о существовании монотеистических общин среди языческого мира, кто бы они ни были: иудейские прозелиты или хранители древних преданий. Поэтому г-н Зайцев, условно говоря, "национализировав" ветхозаветных праведников, в корне исказил мою мысль.

Далее г-н Зайцев утверждает, что мнение блж. Августина о том, что некрещенные младенцы лишены возможности спасения, чуть ли не единственное во всей западной и восточной патрологии. Он ссылается на епископа Илариона (Алфеева), который писал, что "... никто из восточных Отцов не говорил о том, что некрещенные младенцы остались в аду". Но, во-первых, у епископа Илариона речь идет о младенцах до распятия Христа и сошествия Его в ад. Эти младенцы принадлежали ветхозаветной Церкви и имели печать, прообраз крещения - обрезание, которое, по свидетельству ап. Павла, было завещано древним отцам еще до Моисея. Ошибка г-на Зайцева заключается в том, что он ставит знак равенства между невозможностью для некрещеных младенцев богообщения и наказанием их в вечном пламени вместе с грешниками, а это - не одно и то же.

Об этом свидетельствует притча о Лазаре и милосердном богаче. И Авраам и богач находились в аду, но были разделенные пропастью друг от друга. Авраам не был в муках, как и другие праотцы и пророки, но он не был в раю до Воскресения Христа из мертвых, а находился в ожидании Мессии-Искупителя. Это место показалось богачу отрадным, там не было мучений, а наоборот - некие утешения; но там не было Христа, и поэтому Авраам жаждал того дня, когда он увидит Лик Христа.

Некоторые говорят, что притча относится к последующему времени, когда уже совершилось искупление человечества, и Авраам вместе с Лазарем пребывали в раю. Но это не так. Притча - рассказ о действительных событиях, имеющих символический, нравственно-вероучительный смысл; этим притча отличается от басни, имеющей искусственное построение и назидательную фантазию автора. Обратим внимание на следующее. Авраам отвечает на просьбу богача послать Лазаря к его братьям отказом: они имеют книги Моисея и пророков. После Голгофской жертвы Авраам указал бы на свидетельство апостолов или новозаветных книг, так как время Ветхого Завета прошло.

Нам позволено предположить, что невинные, но неискупленные через Крещение Кровью Христа младенцы пребывают в "лоне Авраама", где имеют утешение от Бога, но не способны воспринять Его вечный свет. Приведем правило Карфагенского собора (418 г.): "Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущении грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении) тот да будет анафема. Ибо реченое апостолом: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12), подобает понимать не иначе, как всегда понимала кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою соделовать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, чтобы через новое рождение очистилось в них то, что они заняли от ветхого рождения" (Правило 124).

Почему-то к правилу Карфагенского собора, принятого в канон Церкви и объективно выражающего ее голос, не обращаются ни г-н Осипов, ни его ученики, предпочитая прямому правилу фрагменты и метафорические выражения, взятые из различных текстов, образно говоря, выдернутые ими, как перья из крыла птицы.

Если некрещеные младенцы спасаются, то почему Отцы собора произносят анафему на тех, кто отрицает необходимость крещения младенцев? Значит эти люди (отрицающие необходимость крещения младенцев) своим лжеучением наносят страшный вред душам младенцев, обольщаясь и обольщая других ложной надеждой, что дети могут спастись по своей природной невинности. Но это не так. Невинности, как таковой, нет, а есть нераскрытие первородного греха в области разума и воли.

Но смелый г-н Зайцев не боится анафемы Отцов Карфагенского собора и уверяет нас, что некрещеные младенцы спасаются. Здесь или скрытое отрицание, или приуменьшение первородного греха и языческое (неоплатоническое) представление о грехе, как оскудении добра. Хотя, разумеется, г-н Зайцев будет отрицать это, но объективно концепция г-на Осипова приводит к выводу, противоположному правилам Карфагенского собора, но разделяемому протестантскими ересями о том, что крестить надо только взрослых согласно их личной вере.

Святой Григорий Богослов говорит о участи умерших некрещеных младенцев так: "Они не будут у Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания". <Сноска: Святитель Григорий Богослов. Слово на святое Крещение>. Такого взгляда придерживаются свт. Афанасий Великий, свт. Кирилл Александрийский и другие Отцы.

Я позволю привести такой пример для пояснения этого вопроса. Предмет, окрашенный в серый цвет, на черном фоне будет казаться белым; и тот же предмет на белом фоне покажется темным. По сравнению с участью грешников, находящихся в муках, состояние некрещеных младенцев покажется отрадным; но в сравнение с блаженством святых оно будет ущербным, и утешение, которое даст Господь этим младенцам, будет внешним, душевным, а не духовным; в нем не будет главного - присутствия самого Христа. В житии прп.Василия Нового содержится видение его ученика Григория о Страшном Суде: Господь отсылает некрещеных младенцев от Себя на запад, однако не лишает их некоей милости.

В заключении я хочу сослаться на весьма авторитетный документ, который может быть не известен г-ну Осипову, а именно, "Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных младенцев" от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела Грузинской Патриархии.

Страницы: ◄ 10    11121314151617181920    21 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



Размышления над картинами Рериха
О времени и вечности
Орлица из гнезда Багратиони
О современном монашестве
О догмате искупления
Ложь модернистов о митрополите Филарете
О монашеском авангардизме
Святые Тайны - реальность или символ?
Четыре змея в человеческом сердце
Свидетели вечности
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили