Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Если бы члены племени были бы иноверцами по отношению к Иову, то он не смог бы управлять ими, а они не захотели бы подчиняться ему. Религиозный фактор в древние времена имел первостепенное значение для сплочения людей. Поэтому чаще всего этническая община подразумевала религиозную общину. Только во времена великих империй по политическим целям был допущен конгломерат религий, но этот плюрализм был, в сущности, новым религиозным менталитетом, "политической теософией".

Иов регулярно приносил жертвоприношение за своих детей - вид умилостивительной жертвы, хотя г-н Зайцев подозревает Иова в "антиритуализме". Но интересен другой факт. Друзья Иова, пришедшие выразить ему соболезнование, обнаруживают в своих речах веру в единого Бога и высоту богословской мысли.

Уровень их мистического восприятия Божества был ниже, чем у Иова; в них чувствуется акцентирование на божественную справедливость, которая может принять форму наказания и возмездия. Но несмотря на это их речи пронизаны высоким богословием. Они представители различных племен, но их объединяет единая вера. Если бы не сохранившееся в общинах Предание, то эти люди, говоря о Боге, просто перестали бы понимать друг друга.

Господин Зайцев спрашивает: считаю ли я, что Предание может представлять собой ряд последовательных откровений, которые даны различным общинам, не связанным между собой. На это я могу ответить, что долг религиозной общины прежде всего хранить существующее Предание, а не искать новых откровений. В древнем Предании существовало все то, что было нужно людям для приготовления мира к принятию Мессии, т.е. для спасения.

Само это хранение было не пассивным запоминанием, а динамичным актом, которое было связано с нравственностью общины и богослужением, закреплявшим это Предание; отдельные озарения и откровения могли иметь частный характер. Такие откровения получали некоторые из христианских подвижников, но они или принимались всей Церковью, или же касались определенной конкретной ситуации. По крайней мере, такие откровения не определяли догматику Церкви. Поэтому я не отрицаю возможности частных откровений в Ветхом Завете, имеющих провиденциальный смысл, но говорю о том, что главные догматы веры всегда существовали в Предании.

Еще один незначительный штрих из критики г-н Зайцева. Цитируя мои слова "...что богословы называют "внешним обнаруживанием религии", он ставит сразу два знака препинания: вопросительный и восклицательный . Вопросительный должен указывать, что я говорю несуразицу, которую невозможно понять, а восклицательный знак в данном случае играет роль несуществующего в русской грамматике "приглашательного" знака: придите, полюбуйтесь такой несуразицей: разве после такого невежества можно ему в чем-либо доверять!

Однако разочарую г-н Зайцева и эрудитов, стоящих за его спиной. Я не хочу, чтобы меня упрекнули еще и в плагиате. Это выражение взято из учебника "Основное богословие" архимандрита Августина,- не блаженного, а нашенского, по которому долгое время преподавался этот предмет в духовных школах, и теперь он не потерял свое значение в качестве авторитетного учебного пособия. Направляю г-на Зайцева вместе с его учителями к этому труду.

Опять г-н Зайцев пробует свои силы не только в богословии, но и в логике и составляет силлогизм. Первая посылка: архим. Рафаил утверждает, что ветхозаветные праведники, к какому бы народу они не принадлежали, имели вероисповедальные догматы, сложившиеся ритуалы и сакральные символы.

Вторая посылка: праведники до Моисея не имели устойчивых вероисповедальных обрядов и религиозных символов, т.к. об этом ничего не сказано в Библии. Вывод: религиозная атрибутика принадлежит только иудейскому народу, и поэтому архим. Рафаил ограничивает поле божественного откровения Ветхого Завета только рамками иудеев. Господин Зайцев в начале своей брошюры требовал проверить в принудительном порядке мою вменяемость, чтобы я впредь не беспокоил г-на Осипова, а теперь, похоже, сам поставил мне диагноз: врожденный идиотизм.

Даже иудейский раввин не додумался бы до такой профанации, так как не стал бы отрицать святости праведного Иова, который был идумеем, и праведного Авраама - халдея. К сожалению, я вынужден констатировать, что концепция о естественной совести г-на Осипова, как единственном условии для спасения, не всегда воплощается в жизнь его учениками, даже любимыми. Когда дело идет об авторитете г-на Осипова, то она откладывается в сторону, до более удобного случая.

Что касается г-на Зайцева, то я могу сказать словами пословицы: "Голь на выдумки хитра". Но если он найдет в моей брошюре или в других статьях учение о том, что спасение может происходить только в рамках какой-либо нации в определенный исторический период, то я готов публично извиниться за свои слова, и еще за то, что подумал, что это сознательная провокация, но не решился высказать вслух.

Свою главу "Поле Божественного откровения" г-н Зайцев заканчивает словами прп. Максима Исповедника о том, что среди грубых народов можно встретить проявления нравственности и благородства. Совершенно верно, но ведь я этого не отрицаю, напротив, я советую г-ну Зайцеву обратиться за впечатляющими примерами благородства и благодарности дикарей к этнографическим трудам и путевым записям Лингвистона и Миклухо-Маклая. Но причем здесь вопрос "о поле Божественного откровения"?

Мне еще хочется упомянуть один случай. Весьма эрудированный в церковных науках, а затем примкнувший к атеистам академик Кекелидзе серьезно доказывал, что Назарета во времена земной жизни Иисуса Христа не существовало, так как о нем нет упоминаний в библейских книгах Ветхого Завета и у Иосифа Флавия. Назарет был небольшим городом, стоящим вдали от главных дорог Палестины, поэтому он не фигурировал в событиях, описываемых в Ветхом Завете и в книгах Иосифа Флавия. Можно найти другие древние города и поселения, которые не указаны в Библии; ведь она представляет собой священную историю, а не учебник по географии. Здесь логическая ошибка: молчание источника интерпретировать как отрицание, тем более, если в задачу источника не входило специальное рассмотрение этого вопроса. Странное логическое построение: город Назарет находится в Палестине, а если в Библии и в трудах Иосифа Флавия о нем не имеется сведений, значит этого города не существовало в I в. н.э.

Подобное, только еще менее обоснованное доказательство приводит г-н Зайцев, стараясь убедить нас, что Мелхиседек, Иов и другие праотцы не имели ни твердых догматов веры, ни ритуалов (это он говорит о священнике Бога Вышняго и о праведнике, которому явился Бог). У средневековых схоластов была шутка-афоризм: "Дьявол способен изучить богословие, но всегда будет хромать в логике"; в перифразе это будет звучать так: "Ложь не может быть логичной". Теперь мы переходим к V главе. 

Глава V. "Естественный закон"

Господин Зайцев пишет: "Идея о возможности спасения не только праведных иудеев, но и праведных язычников последовательно развивается в Посланиях ап. Павла".

Слово язычник имеет два значения. Во-первых, это человек, не принадлежащий к иудейскому народу, аналогично варвару для эллина; во-вторых, язычник означает политеиста (многобожника), идолопоклонника. Итак, "язычник" - омоним, заключающий в себе этническое и религиозное понятия. Искусственно перетасовывая эти значения, человек может прийти к нелепым, но внешне правдоподобным выводам. По-моему мнению, г-н Зайцев не гнушается подобными манипуляциями.

Среди римских христиан были новообращенные (прозелиты) как из иудеев, так из язычников. Во времена пребывания апостола Павла в Риме между иудеями и выходцами из других народов, нередко называвшиеся эллинами, так как принадлежали к огромному региону эллинистической культуры, существовали внутренние религиозные разногласия из-за претензии со стороны иудеев, считавших, что закон Моисея, который исполняли их отцы, дает определенное преимущество над язычниками, которых ап. Павел называет эллинами, так что появилась реальная угроза разделения единого тела Римской Церкви на две общины.

Поэтому ап. Павел, обращаясь к ветхозаветным временам, увещевает иудеев не гордиться законом Моисея, который дал возможность их предкам лучше понять, что добро и зло, но не имел силы освободить человека от рабства греха.

Страницы: ◄ 10    11121314151617181920    21 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



О мистической красоте церковного языка
О логосе Гераклита
О лжи
Мистика - очевидность веры
О чётках
О современном монашестве
Подвижник горы Кармил
О времени и вечности
О точности года юлианского календаря
Священное Писание живет только в Церкви
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили